Развитие повестки устойчивого развития требует усиления роли функции комплаенса
В статье представлены основные предпосылки усиления роли комплаенса в реализации ESG-стратегии, принципы открытости и прозрачности — как фундаментальные элементы повестки устойчивого развития и одни из основных индикаторов сохранения ее актуальности в турбулентные времена. Авторы анализируют, как наличие в компании выстроенной и эффективно функционирующей системы комплаенса не только помогает обеспечивать ряд важных преимуществ в управлении ESG-повесткой, но и способствует скорейшему достижению операционных и стратегических целей и снижению рисков, а усиление роли функции комплаенса в целом становится гарантом прозрачности и этичности ведения бизнеса и его устойчивости к изменениям макроэкономической среды.
Вопросы ответственного ведения бизнеса, вопреки трудностям, которые испытывает российский бизнес в текущей геополитической ситуации, остаются в приоритете. Принципы прозрачности, соблюдения законодательства, использование наилучших доступных технологий, обеспечение надлежащих условий труда работников, реализация проектов по повышению уровня жизни и комфорта населения лежат в основе ESG-повестки и должны оставаться неизменными независимо от текущей обстановки.
Комплаенс в повестке устойчивого развития остается одним из важнейших направлений, которое на сегодняшний день обсуждается на многих профессиональных площадках. Продолжают приниматься меры по развитию и укреплению нормативной базы и национальной ESG-инфраструктуры, ведется активная работа по формированию национальных рейтингов и рэнкингов, количество которых значительно возросло к концу 2022 г. и продолжает увеличиваться.
Встроенные в корпоративную систему независимые инструменты оценки эффективности управленческих практик и результатов деятельности в области устойчивого развития, корпоративной ответственности и прозрачности, основанной на раскрытии нефинансовой информации, являются гигиеническими для многих корпораций.
В отличие от прошлых лет на протяжении 2022 г. позиции компаний в тех или иных ESG-рейтингах менялись более кардинально, и это в первую очередь связано с объемом и характером раскрытия информации. В 2022 г. компаниям потребовалось чуть больше времени для оценки рисков нераскрытия данных против раскрытия их в привычном объеме, но так или иначе, в аналогичные или чуть более поздние сроки, большинство компаний опубликовали свои отчеты.
ПРИНЦИПЫ ПРОЗРАЧНОСТИ И ОТКРЫТОСТИ В ОСНОВЕ ESG-ПОВЕСТКИ
Комплаенс является как независимым направлением в части G-повестки устойчивого развития — как набор требований к формированию открытой, прозрачной антикоррупионной среды внутри организации — с общей, но дифференцированной ответственностью за обязательное соблюдение всеми работниками, так и необходимым требованием внутри остальных направлений ESG-повестки. Устойчивое развитие также строится на принципах открытости, прозрачности, личной ответственности всех работников в организации.
Развитие комплаенса в рамках устойчивого развития компании обеспечивает несколько важных преимуществ.
Во-первых, комплаенс выступает как правовой инструмент профилактики правонарушений и минимизации комплаенс-рисков (регуляторных рисков), то есть рисков возникновения у компании финансовых или репутационных потерь, связанных с непреднамеренным или умышленным нарушением ее руководством или работниками норм действующего законодательства РФ, требований контрольно-надзорных органов (КНО), внутренних корпоративных регламентов, отраслевых стандартов, а также норм деловой этики, принятых в данной бизнес-среде.
Например, нарушение экологических или социальных стандартов может привести не только к штрафам, но и к репутационным потерям и ущербу для бренда компании. Это также связано с активно формирующимся регулированием, по которому важно своевременно отслеживать и внедрять все необходимые требования. Регуляторы и инвесторы все больше обращают внимание на соблюдение ESG-принципов, и компании, активно развивающие комплаенс, имеют больше шансов на успешное привлечение инвестиций и сотрудничество с партнерами.
Во-вторых, комплаенс способствует созданию эффективных систем управления. Строгие процедуры и контрольные механизмы, связанные с комплаенсом, помогают установить стандарты и правила поведения для работников и руководителей, что, в свою очередь, способствует улучшению прозрачности, снижению репутационных рисков и укреплению корпоративной культуры.
Также комплаенс является одним из гарантов повышения степени открытости и прозрачности внутри компании. Четкие правила и процедуры, интегрированные во все бизнес-процессы, помогают работникам лучше понимать ожидания и требования компании. Это способствует созданию эффективной коммуникации, снижению рисков неэтичного поведения и повышению производительности.
В-третьих, комплаенс способствует улучшению взаимоотношений с заинтересованными сторонами и созданию долгосрочных партнерств. Высокий уровень соблюдения экологических и социальных стандартов снижает риски негативного воздействия на окружающую среду, сохраняет природные ресурсы и поддерживает социально значимые инициативы, что также ... ✂
Платный контент
Полная версия публикации доступна только подписчикам.