Меры поддержки малого и среднего бизнеса в странах Центральной и Восточной Европы

В данной статье речь пойдет не о видах поддержки малого и среднего бизнеса в период карантинных мер, а о возможностях развития для малых и средних предприятий, заложенных в систему косвенного стимулирования деловой активности на примерах стран Центральной и Восточной Европы.Несмотря на то что карантинные меры, предпринятые многими странами, в этом году затормозили процессы интеграции, последние годы многие компании думают о расширении географии своего бизнеса. Если в прошлом десятилетии термин глобальная компания" можно было скорее применить к крупному бизнесу или корпорациям, то за последние 10 лет этот тренд переняли компании, которые входят в так называемую категорию SME (малые и средние предприятия).В большей степени этому процессу подвержены SME, работающие не в индустриальном секторе. Среди SME-компаний, стремительно завоевывающих новые рынки благодаря использованию новых технологий, бесспорными лидерами являются компании, предоставляющие привычные сервисы конечным потребителям в разных странах. Тем не менее следует различать SME, имеющие в разных странах торговые представительства, и SME, которые переносят производственные циклы в другие страны или создают их там. Очевидно, что первая категория не может претендовать на получение льгот. Для того чтобы привлечь вторую категорию SME, страны Центральной и Восточной Европы провозглашают различные программы льготирования и субсидирования. Остановимся кратко на основных.