Дополнительная эмиссия в целях премирования топ-менеджмента

1 июл - 00:53
7 июл - 12:49
 872

Указом Президента РФ № 3091 определены национальные цели развития. В том числе ожидаемый к 2030 г. рост уровня капитализации российского фондового рынка до 66% ВВП. Правительство РФ и Банк России считают такой сценарий осуществимым и уже запланировали на среднесрочную перспективу 2025–2030 гг. значение IPO от 15 до 20 в год с общей капитализацией 4,5 трлн руб.2 Банк России рекомендует компаниям ставить амбициозные цели по повышению акционерной стоимости. Исключительно важным условием их достижения является внедрение эффективных механизмов мотивации топ-менеджеров и ключевых сотрудников для повышения уровня рыночной капитализации компаний3. В статье рассмотрим следующие вопросы:

  • мотивационные программы (далее — МП) и их значение для компаний и сотрудников;
  • мотивация акциями: преимущества и недостатки;
  • как разрабатывают МП для топ-менеджмента;
  • откуда компании берут акции для стимулирующих выплат;
  • о чем сообщить инвесторам перед допэмиссией;
  • и другие вопросы.

МП И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ КОМПАНИЙ И СОТРУДНИКОВ

Программы долгосрочной мотивации — общепринятая международная практика для привлечения и удержания талантливых сотрудников. Рост количества IPO в России делает механизмы премирования сотрудников акциями и их производными инструментами более популярными.

Такой подход соответствует позиции Банка России, который в Информационном письме от 13.01.20254 рекомендовал компаниям разрабатывать стратегию повышения акционерной стоимости на период от 3–5 до 10 лет, с учетом ее важнейшего элемента — программы мотивации топ-менеджмента.

Успешная реализация программы призвана экономически стимулировать заинтересованность ключевых сотрудников в росте финансового благополучия компании. Банк России предлагает повышать привлекательность МП для сотрудников путем корреляции вознаграждения и рыночной капитализации компании. Базовые рекомендации касательно вознаграждения топ-менеджмента содержатся в Кодексе корпоративного управления (далее — Кодекс)5. Оно должно быть достаточным для привлечения, мотивации и удержания компетентных лиц в соответствии с политикой по вознаграждению (п. 4.1 Кодекса).

При разработке программ долгосрочной мотивации с использованием акций рекомендуется учитывать:

  • равномерное предоставление акций с ежегодным интервалом;
  • установление как минимум трехлетнего временного лага между предоставлением акций и возможностью их реализации;
  • право реализовать акции должно быть связано с достижением определенных показателей общества, в том числе нефинансовых.

Следует обратить внимание на необходимость экономического обоснования программ долгосрочной мотивации, а также учитывать налоговые последствия. Например, сравнить налоговую нагрузку в случае выплаты денежных премий и премирования акциями.

МОТИВАЦИЯ АКЦИЯМИ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

Опыт к... ✂

Бунина Наталья Адвокат АП Московской области, руководит Адвокатским кабинетом «Претория». Является Вице-президентом Федерального Союза Адвокатов России, Арбитром арбитражного центра при РСПП, членом Международного Союза (Содружества) Адвокатов, Ассоциации «Национальное Объединение Корпоративных Секретарей» и Национального реестра «Профессиональных корпоративных директоров». Наталья более 20 лет обеспечивает правовую защиту интересов компаний из разных секторов экономики. До начала самостоятельной практики Наталья являлась членом коллегии адвокатов, специализирующейся на корпоративном праве и защите по так наз. делам white-collar crime, в крупнейшей российской юридической фирме в области налогового консалтинга, в юридических службах ПАО «Московский Кредитный Банк», ПАО «Промсвязьбанк», заместителем генерального директора крупной строительной компании Кузбасса, руководила налоговым департаментом многоотраслевого холдинга в Кузбассе. В настоящий момент специализируется на сопровождении и структурировании сделок M&A, разработке стратегий по оптимизации и защите активов, защите доверителей в корпоративных спорах, оценке рисков при осуществлении инвестиционной деятельности. Фокусируется на корпоративных спорах и защите интересов корпораций, а также бенефициаров в процедурах банкротства. Имеет большой опыт налогового консультирования и сопровождении налоговых споров. Автор публикаций в специализированных юридических журналах. Привлекается в качестве эксперта ведущими деловыми СМИ. Способ связи: Natalya_bunina@mail.ru, +7-903-047-70-00.