Дополнительная эмиссия в целях премирования топ-менеджмента

Указом Президента РФ № 3091 определены национальные цели развития. В том числе ожидаемый к 2030 г. рост уровня капитализации российского фондового рынка до 66% ВВП. Правительство РФ и Банк России считают такой сценарий осуществимым и уже запланировали на среднесрочную перспективу 2025–2030 гг. значение IPO от 15 до 20 в год с общей капитализацией 4,5 трлн руб.2 Банк России рекомендует компаниям ставить амбициозные цели по повышению акционерной стоимости. Исключительно важным условием их достижения является внедрение эффективных механизмов мотивации топ-менеджеров и ключевых сотрудников для повышения уровня рыночной капитализации компаний3. В статье рассмотрим следующие вопросы:

  • мотивационные программы (далее — МП) и их значение для компаний и сотрудников;
  • мотивация акциями: преимущества и недостатки;
  • как разрабатывают МП для топ-менеджмента;
  • откуда компании берут акции для стимулирующих выплат;
  • о чем сообщить инвесторам перед допэмиссией;
  • и другие вопросы.

МП И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ КОМПАНИЙ И СОТРУДНИКОВ

Программы долгосрочной мотивации — общепринятая международная практика для привлечения и удержания талантливых сотрудников. Рост количества IPO в России делает механизмы премирования сотрудников акциями и их производными инструментами более популярными.

Такой подход соответствует позиции Банка России, который в Информационном письме от 13.01.20254 рекомендовал компаниям разрабатывать стратегию повышения акционерной стоимости на период от 3–5 до 10 лет, с учетом ее важнейшего элемента — программы мотивации топ-менеджмента.

Успешная реализация программы призвана экономически стимулировать заинтересованность ключевых сотрудников в росте финансового благополучия компании. Банк России предлагает повышать привлекательность МП для сотрудников путем корреляции вознаграждения и рыночной капитализации компании. Базовые рекомендации касательно вознаграждения топ-менеджмента содержатся в Кодексе корпоративного управления (далее — Кодекс)5. Оно должно быть достаточным для привлечения, мотивации и удержания компетентных лиц в соответствии с политикой по вознаграждению (п. 4.1 Кодекса).

При разработке программ долгосрочной мотивации с использованием акций рекомендуется учитывать:

  • равномерное предоставление акций с ежегодным интервалом;
  • установление как минимум трехлетнего временного лага между предоставлением акций и возможностью их реализации;
  • право реализовать акции должно быть связано с достижением определенных показателей общества, в том числе нефинансовых.

Следует обратить внимание на необходимость экономического обоснования программ долгосрочной мотивации, а также учитывать налоговые последствия. Например, сравнить налоговую нагрузку в случае выплаты денежных премий и премирования акциями.

МОТИВАЦИЯ АКЦИЯМИ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

Опыт крупных комп... ✂