ESG-перестройка: переходим от лирики к физике

Будет ли востребована в России в новых экономических и геополитических реалиях концепция ESG, если да, то в каком виде? С одной стороны, ажиотаж вокруг темы явно спал. С другой, экологические риски никуда не исчезли; компаниям по прежнему нужно показывать устойчивость бизнес-модели, социальную ответственность, приверженность цивилизованным корпоративным практикам. И — эффективно доносить эту информацию до стейкхолдеров.

PRO ET CONTRA

На корпоративное ESG-раскрытие сейчас влияют несколько факторов.

Во-первых, исчезла важнейшая и самая активная группа потребителей этой информации — иностранные партнеры и инвесторы. Российские эмитенты больше не привлекают денег с мировых рынков, многие поставщики из России выпали из международных цепей поставок.

Во-вторых, ушли зарубежные провайдеры, которые предоставляли компаниям сервисы в части рейтингования, сертификации, IR и активно задавали агрессивную ESG-повестку. В результате санкций снизилась доступность для российского бизнеса современных зеленых технологий, туманнее стали перспективы низкоуглеродного будущего во многих отраслях.

В-третьих, изменилась регулятивная среда: временно смягчаются внутрироссийские экологические требования, отменяются проверки, введены послабления в сфере раскрытия информации. У российских экспортеров, которых активно выдавливают с европейского рынка, снизились стимулы инвестировать в снижение выбросов парниковых газов, так как перспектива скорого введения Евросоюзом трансграничного углеродного регулирования перестала быть для них главным риском.

Наконец, у многих корпораций появились финансовые ограничения: есть необходимость снижать затраты и концентрироваться на самом важном для выживания.

Спал ажиотаж вокруг темы устойчивого развития в СМИ. Число упоминаний ESG в российском медиапространстве выросло в прошлом году в три раза по сравнению с уровнем предыдущего года, показывает статистика системы «СКАН-Интерфакс». В то же время... ✂