Проведение внутренних расследований по фактам корпоративного мошенничества и коррупции
Корпоративное мошенничество представляет собой мошеннические действия сотрудников компании и (или) ее руководителей. Легальное определение понятия «корпоративное мошенничество» в российском праве отсутствует, однако его различные проявления подпадают под действие уголовного, административного, гражданского и трудового законодательства. Ключевыми среди них являются нормы уголовного права, а именно: ст. 159 «Мошенничество», ст. 160 «Присвоение или растрата», ст. 204 «Коммерческий подкуп» и ст. 291 «Дача взятки» Уголовного кодекса Российской Федерации.
Часть 1 ст. 159 УК РФ дает легальное определение термину «мошенничество»: это «хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием».
Согласно Всемирному обзору экономических преступлений за 2018 г.1, представленному PwC, основными видами экономических преступлений в России являются различные проявления корпоративного мошенничества: незаконное присвоение активов, взяточничество и коррупция, мошенничество в сфере закупок. Причиной столь широкого распространения корпоративного мошенничества является простота реализации преступных схем благодаря наличию доступа к материальным активам компании в процессе трудовой деятельности сотрудников и возможности использовать их должностное положение в личных целях (подробнее см. схему 1).
Корпоративное мошенничество является серьезной проблемой для российских компаний: ему в равной степени подвержен крупный и средний сектор, немалая доля преступлений отмечена и в малом бизнесе. Однако наиболее уязвимы в мошеннических рисках крупные международные компании (см. схему 2).
Как правило, в целях выявления и предотвращения рисковых ситуаций, в том числе корпоративного мошенничества, в крупных компаниях со значительным оборотом и большим количеством сотрудников формируется система превенции и выявления фактов корпоративного мошенничества, создается система политик и локально-нормативных актов, формируются службы, наделенные функционалом в данной области, такие как:
1. департамент комплаенса, деятельность которого, как правило, направлена на формирование карты коррупционных рисков, оценку рисков корпоративного мошенничества в организации, разработку мер... ✂
Платный контент
Полная версия публикации доступна только подписчикам.