Оценка совета директоров: компас должен быть исправен!

Регулярная оценка совета директоров постепенно становится общепринятой практикой среди публичных российских компаний. Так, по данным ежегодного исследования Национальный индекс корпоративного управления"1, 48% крупнейших российских публичных компаний ежегодно проводят самооценку совета директоров, 41% привлекали независимых консультантов для проведения внешней оценки в течение последних трех лет.

Однако цели и подходы к такой оценке по-прежнему сильно различаются. Кто-то проводит оценку совета ради шашечек" (например, красивой" отчетности о соблюдении Кодекса корпоративного управления), а кто-то - для настройки работы важнейшего органа управления компании. Напрашивается аналогия: даже на полностью исправном корабле с хорошей командой неисправный компас может быть причиной крушения или потери курса. Наш опыт подсказывает, что формальное отношение к оценке совета не только не приносит пользы, но и может неожиданно обернуться против компании. Продолжая аналогию, формальный, для галочки" технический осмотр компаса может создать у всех участников плавания иллюзию безопасности и точности курса.

Как же извлечь максимум практической пользы из всесторонней оценки деятельности совета директоров? Именно об этом мы постараемся рассказать в данной статье, основанной на обобщении более чем 10-летнего опыта проведения оценок советов директоров публичных и частных, российских и зарубежных компаний.

1. Зачем проводить оценку?

Улучшение корпоративной репутации, имиджа компании, рост доверия к компании со стороны ключевых стейкхолдеров можно отнести к внешним" результатам оценки. Однако главными задачами оценки все же являются повышение эффективности взаимодействия ключевых участников корпоративных отношений и повышение качества принимаемых решений. Поэтому, помимо формального" соблюдения Кодекса, целями оценки могут быть:

  • уточнение роли и полномочий совета директоров;
  • уточнение целей и приоритетов деятельности совета с учетом стратегии;
  • обеспечение оптимального баланса независимости и квалификации в совете, соответствующего стратегии компании и целевой модели компетенций;
  • улучшение процедур работы совета и взаимодействия с менеджментом;
  • повышение вклада каждого члена совета в его работу;
  • корректировка стиля и процедур работы председателя совета и корпоративного секретаря;
  • повышение качества работы и вклада комитетов совета в его работу;
  • определение направлений обучения членов совета директоров и др.

По нашим наблюдениям, если при целеполагании совет директоров компании просит провести оценку совета по минимуму, но чтобы соблюсти все формальности, по минимальной цене", это само по себе служит индикатором формальности" самого совета.

Цели и задач... ✂