Структурирование бизнеса: механизмы обеспечения конфиденциальности (для ООО, АО, ЗПИФ, ДИТ)

Вопрос конфиденциальности информации о собственниках бизнеса всегда был актуален. Шесть — восемь лет назад, до изменения банкротного законодательства и судебной практики, анонимизация считалась хорошим способом снижения риска привлечения к субсидиарной ответственности, а еще раньше активно использовалась для борьбы с рейдерскими захватами.

Некоторые бизнесмены хотят оставаться в тени, избегая публичности, чтобы факт их связи с бизнесом не влиял на частную жизнь их самих и их семей. Последние годы, с умножением количества санкций и их ужесточением, многие собственники стремятся обеспечить конфиденциальность участия в бизнесе, чтобы снизить риски персональных санкций, либо чтобы у них и их семей, имеющих интересы за границей, возникало меньше проблем с иностранными банками и регуляторами.

В статье рассмотрим следующие вопросы:

  • уровни прозрачности информации в текущих реалиях;
  • что может обеспечить конфиденциальность владения обществом с ограниченной ответственностью;
  • АО: закрытый реестр, номинальный счет, опцион и эскроу;
  • ЗПИФ — «совсем анонимный» реестр;
  • договор инвестиционного товарищества — конфиденциальность не для всех.

УРОВНИ ПРОЗРАЧНОСТИ ИНФОРМАЦИИ В ТЕКУЩИХ РЕАЛИЯХ

Начнем с того, что обеспечить полную конфиденциальность владения бизнесом в настоящее время невозможно. Важно понимать цель, которую решает собственник, от кого он или она хочет защитить информацию о своей связи с конкретным активом.

На практике сформировалось три категории субъектов, раскрытие информации которым собственники хотят предотвратить.

  1. Любые «неофициальные» сторонние лица. Охрану информации от сторонних лиц — иностранных регуляторов, конкурентов, журналистов, просто любопытствующих — можно обеспечить на высоком уровне, используя инструменты, о которых мы будем говорить ниже, при обязательном условии обеспечения «информационной гигиены».
  2. Банки. Конфиденциальность информации о собственниках от российских и иностранных банков можно было бы назвать такой же высокой, как и от сторонних лиц. Однако мы выделим эту категорию потребителей информации по одной простой причине: бизнес и его собственники часто вынуждены раскрывать им информацию, поскольку без нее банк не откроет жизненно необходимый счет или не выдаст настолько же необходимый кредит.
  3. Государственные органы. Это третий уровень субъектов, потребляющ... ✂