Как создать систему управления рисками, эффективную на всех уровнях управления
Управление рисками в России не является чем‑то принципиально новым и прочно вошло в словарь корпоративного управления. На законодательном уровне определено и уточнено в подзаконных актах, что такое управление рисками и какие существуют практические подходы к выстраиванию систем управления рисками в организации.
В статье автор рассматривает следующие вопросы: направления развития управления рисками, документация рисков, внедрение управления рисками в бизнес-процессы и принятие решений, оценка эффективности управления рисками.
Практическое становление риск-менеджмента и внедрение управления рисками в действующую ткань управления вызывает дискуссии как внутри профессионального сообщества, так и на уровне отдельного бизнеса и требует усилий по определению полезности, ценности и эффективности риск-менеджмента. Управление рисками не может быть обособленной деятельностью, это часть обязанностей каждого работника и неотъемлемая часть всех бизнес-процессов. Именно исходя из этой идеологии должно производиться управление рисками в организации и приложение сил риск-менеджеров.
Риск — это то, что ты есть. И это в полной мере относится к организациям и к тому, как они определяют свои подходы к управлению рисками. В значительной степени подход к определению мандата управления рисками зависит как от конкретных персоналий высшего руководства, так и от корпоративной культуры конкретной организации в целом. Критичное влияние на эффективность и успех управления рисками имеет «тон сверху» руководства и культура самой организации, динамичность определения рисков, возможности выделения ресурсов для воздействия на риск, а также скорость реакции на возникновение рисков.
Поэтому перед тем как выстраивать управление рисками в конкретной организации, важно синхронизироваться с заказчиками такой системы. Нужно выяснить:
- кто заказчик,
- каковы ожидания от управления рисками и
- какое видение, чем именно необходимо заниматься в контексте управления рисками: формализацией и документацией информации о рисках, поддержкой принятия решений с учетом рисков, настройкой бизнес-процессов после предпринимаемых (или не предпринимаемых) контролем действий, которые осуществляют другие подразделения.
Согласуйте с заказчиками концептуальные основы и направления деятельности риск-менеджмента и сформулируйте основные направления развития управления рисками как функции внутри организации.
Синхронизация ожиданий основных заказчиков и риск-менеджера не только позволит в дальнейшем эффективно развивать то, что будет считаться в организации риск-менеджментом, но и убережет от выгорания и фрустрации из‑за невостребованной работы сотрудников риск-менеджмента.
Донести полезность — задача риск-менеджера. Придется включать все свои коммуникационные навыки и стать продавцом. Попробуйте найти те боли, которые есть у вашей организации, и четко определить, чем управл... ✂
Платный контент
Полная версия публикации доступна только подписчикам.