Pre-IPO и IPO: ключевые различия
IPO всегда было принято считать статусным этапом развития бизнеса. Чтобы прийти к публичности, компании необходимо провести масштабную подготовительную работу. Даже успешный бизнес может быть не всегда готов к реализации всех шагов, необходимых для первичного публичного размещения.
С учетом текущей ситуации на рынках капитала высокий спрос приобрел новый инструмент — pre-IPO. В 2024 г. четыре компании смогли провести pre-IPO1. В 2025 г. эксперты ожидают порядка пятнадцати — двадцати сделок2.
Ранее под pre-IPO в рыночной практике понимали сугубо частные механизмы входа в капитал до публичного размещения, в том числе с использованием инструментов M&A, совместных предприятий, конвертируемых инструментов. Однако в последнее время pre-IPO все чаще используется как механизм привлечения инвесторов, похожий на квази-IPO. Частное внебиржевое размещение акций непубличной компании на инвестиционной платформе или специальных площадках бирж все больше напоминает IPO-сделку. Если ранее pre-IPO всегда рассматривалось как шаг, предшествующий публичному размещению, то сейчас pre-IPO часто рассматривается как более простая альтернатива для тех, кому IPO недоступно.
В данной статье мы хотим обозначить различия между этими двумя типами сделок и разобраться, к каким последствиям приводит их сближение.
PRE-IPO ПРОЩЕ?
Доступность pre-IPO как формы акционерного финансирования в сравнении с IPO обусловлена следующими факторами.
Эмитенту не нужен публичный статус
Отсутствие необходимости в публичном статусе освобождает компанию от соблюдения требований и процедур, сопровождающих процесс его получения. В среднем получение публичного статуса занимает от полугода, но чаще еще дольше. Этот период включает в себя консолидацию бизнеса, акционирование, составление финансовой отчетности, приведение устава и корпоративного управления в соответствие с требованиями к ПАО3, регистрацию проспекта ценных бумаг и изменений в устав. Публичные компании обязаны раскрывать информацию на рынке ценных бумаг в соответствии со ст. 30 Закона о РЦБ4, включая раскрытие отчетов эмитента и сообщений о существенных фактах5.
С точки зрения формальных требований жизнь непубличной компании при подготовке к pre-IPO значительно проще. Формально выход на pre-IPO допускается сразу после того, как компания получила статус акционерного общества и консолидировала все активы и обязательства в периметре бизнеса, готовящегося к предложению о частичной продаже. Однако в части финансовой отчетности и корпоративного управления выявляются особенности, о которых мы расскажем далее.
Для pre-IPO не нужен листинг
Pre-IPO проводится без допуска к биржевым торгам путем закрытого предложения акций среди ограниченного круга лиц. В последнее время предложения часто производятся на инвестиционных платформах либо иных частных площадках для заключения внебиржевых сделок (например, MOEX Start6).
Допуск и размещение акций на внебиржевых площадках имеют меньшее число регуляторных условий и ограничений в сравнении с листингом ... ✂
Платный контент
Полная версия публикации доступна только подписчикам.