Фиктивные, управляемые и преднамеренные банкротства: как с ними бороться?

ФИКТИВНЫЕ БАНКРОТСТВА

Определение фиктивного банкротства дано в ст. 197 Уголовного кодекса Российской Федерации1 и ст. 14.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях2, регламентирующих уголовную и административную ответственность за фиктивное банкротство. Согласно указанным нормам фиктивное банкротство — это заведомо ложное публичное объявление руководителем или учредителем (участником) юридического лица о несостоятельности данного юридического лица либо индивидуальным предпринимателем или гражданином о своей несостоятельности.

Обязанность по проведению проверки наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства возложена на арбитражного управляющего в силу ст. 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»3. Алгоритм такой проверки, а также экономические критерии фиктивного и преднамеренного банкротства содержатся во Временных правилах проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 8554.

В силу прямо указанного во Временных правилах ограничения определение признаков фиктивного банкротства производится не всегда, а только в случае возбуждения производства по делу о банкротстве по заявлению должника. Таким образом, инициирование процедуры банкротства кредитором исключает возможность проверки признаков фиктивного банкротства5.

Критерием признака фиктивного банкротства является наличие у должника возможности удовлетворить требования кредиторов без существенного осложнения текущей хозяйственной деятельности.

Целью фиктивного банкротства является введение в заблуждение кредиторов должника об истинном финансовом положении должника, что позволяет получить преимущества в виде отсрочки или рассрочки платежей, их уменьшения (частичного списания) и пр.

Единственным эффективным способом борьбы с фиктивными банкротствами вне рамок уголовно-правового поля является выявление контролирующих должника лиц и привлечение их к субсидиарной ответственности по обязательствам должника в порядке главы III.2 Закона о банкротстве.

В настоящее время институт субсидиарной ответственности позволяет привлекать к такой ответственности не только номинальных, но и фактических бенефициаров должника, при этом размер такой ответственности в тех случаях, когда действия контролирующего должника лица фактически привели к банкротству компании, равен размеру неудовлетворенных в результате процедур банкротства требований кредиторов.

Механизм привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности имеет свои особенности и требу... ✂