Расширение прав контролирующих должника лиц в делах о банкротстве: тенденции и проблематика

Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf
Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf
Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf

Согласно статистике, в России подавляющее большинство банкротных процедур в отношении юридических лиц носит ликвидационный характер с минимальным процентом удовлетворения требований кредиторов. А значит, у участников таких банкротств неизбежно возникает вопрос «кто виноват?», за которым следует не менее актуальный — «как заставить виновного отвечать за содеянное?». Ответы на поставленные вопросы должен давать институт субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц (далее — КДЛ).

Механизмы субсидиарной ответственности динамично развиваются и совершенствуются, предоставляя кредиторам все больше возможностей «дотянуться» до активов КДЛ, компенсируя недостаточность имущества компании-банкрота.

Однако у каждой медали две стороны, и положительный эффект для кредиторов оборачивается негативными последствиями для привлекаемых к субсидиарной ответственности лиц. При этом установленные Законом о банкротстве1 презумпции и, будем честны, не всегда детальное изучение обстоятельств спора судами заранее ставят КДЛ в невыгодное процессуальное положение.

И хотя лица, действительно виновные в банкротстве подконтрольной компании, должны отвечать перед пострадавшими кредиторами, на практике возникают ситуации, что КДЛ привлекаются к ответственности на основании презумпций, которые ответчик не в силах опровергнуть из‑за особенностей его статуса в рамках банкротного дела.

Сбалансировать процессуальное положение противостоящих друг другу кредиторов и КДЛ призваны изменения в Закон о банкротстве, предусматривающие расширение прав потенциальных субсидиарных ответчиков на участие в деле о банкротстве.

В настоящей статье мы рассмотрим, что же послужило основанием для разработки соответствующих изменений и достаточны ли они для обеспечения справедливого возложения ответственности за банкротство подконтрольного общества.

КАК БЫЛО РАНЬШЕ

До внесения в ноябре 2022 г. изменений в ст. 34 Закона о банкротстве КДЛ не обладало статусом лица, участвующего в деле о банкротстве. Вне завис... ✂