Алгоритм смены директора: возможные вызовы и нюансы

Последствием смены директора в корпоративном юридическом лице является возникновение обязанности бывшего руководителя передать финансово-хозяйственные документы новому руководителю. Неисполнение этой обязанности влечет целый комплекс негативных последствий как для бывшего руководителя, так и для нового.

В этой связи ранняя проработка алгоритма действий в такой ситуации позволит значительно снизить указанные риски.

В статье рассмотрим следующие вопросы:

  • принятие решения о смене директора;
  • издание приказа о передаче дел, создании комиссии по такой передаче и проведение инвентаризации;
  • процедура передачи дел;
  • подписание акта приема-передачи документов и товарно-материальных ценностей;
  • издание приказа о проведении инвентаризации товарно-материальных ценностей;
  • оформление результатов инвентаризации.

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О СМЕНЕ ДИРЕКТОРА

Директор — это лицо, которое одновременно является субъектом в двух группах правоотношений: корпоративных, где директор имеет правовой статус лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, и трудовых, где директор выступает в качестве руководителя организации1.

В этой связи первоначальная директива на передачу документов должна исходить именно от высшего органа управления корпоративной организации.

Очевидным является, что такое решение должно быть доведено до бывшего руководителя, который обычно участвует в соответствующем собрании (п. 3 ст. 32 Закона об ООО2).

Если участие бывшего руководителя не обеспечено, то участникам организации необходимо убедиться в соблюдении процедуры извещения бывшего директора о проводимом собрании, чтобы избежать его оспаривания бывшим директором.

Направление соответствующего уведомления о проведении собрания только по адресу нахождения самого общества не является надлежащим доказательством такого уведомления3.

Таким образом, в решении об избрании нового директора должна содержаться директива на передачу дел и срок ее выполнения. Соответствующая директива должна быть доведена до бывшего директора надлежащим образом либо путем обеспечения его присутствия на соответствующем собрании и подписания протокола, либо путем соблюдения процедур извещения бывшего директора о проводимом собрании.

В решении также указывается срок, в течение которого бывший директор должен обеспечить передачу дел. Указанный срок определяется положениями трудового договора, заключенного между директором и обществом4.

Неисполнение бывшим директором указанной директивы повлечет право нового директора обратиться в суд с иском об истребовании документов.

Товарно-материальные ценности должны передаваться материально ответственному лиц... ✂