Алгоритм смены директора: возможные вызовы и нюансы

1 май, 23 - 00:52
28 апр, 23 - 10:37
 3.2K

Последствием смены директора в корпоративном юридическом лице является возникновение обязанности бывшего руководителя передать финансово-хозяйственные документы новому руководителю. Неисполнение этой обязанности влечет целый комплекс негативных последствий как для бывшего руководителя, так и для нового.

В этой связи ранняя проработка алгоритма действий в такой ситуации позволит значительно снизить указанные риски.

В статье рассмотрим следующие вопросы:

  • принятие решения о смене директора;
  • издание приказа о передаче дел, создании комиссии по такой передаче и проведение инвентаризации;
  • процедура передачи дел;
  • подписание акта приема-передачи документов и товарно-материальных ценностей;
  • издание приказа о проведении инвентаризации товарно-материальных ценностей;
  • оформление результатов инвентаризации.

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О СМЕНЕ ДИРЕКТОРА

Директор — это лицо, которое одновременно является субъектом в двух группах правоотношений: корпоративных, где директор имеет правовой статус лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, и трудовых, где директор выступает в качестве руководителя организации1.

В этой связи первоначальная директива на передачу документов должна исходить именно от высшего органа управления корпоративной организации.

Очевидным является, что такое решение должно быть доведено до бывшего руководителя, который обычно участвует в соответствующем собрании (п. 3 ст. 32 Закона об ООО2).

Если участие бывшего руководителя не обеспечено, то участникам организации необходимо убедиться в соблюдении процедуры извещения бывшего директора о проводимом собрании, чтобы избежать его оспаривания бывшим директором.

Направление соответствующего уведомления о проведении собрания только по адресу нахождения самого общества не является надлежащим доказательством такого уведомления3.

Таким образом, в решении об избрании нового директора должна содержаться директива на передачу дел и срок ее выполнения. Соответствующая директива должна быть доведена до бывшего директора надлежащим образом либо путем обеспечения его присутствия на соответствующем собрании и подписания протокола, либо путем соблюдения процедур извещения бывшего директора о проводимом собрании.

В решении также указывается срок, в течение которого бывший директор должен обеспечить передачу дел. Указанный срок определяется положениями трудового договора, заключенного между директором и обществом4.

Неисполнение бывшим директором указанной директивы повлечет право нового директора обратиться в суд с иском об истребовании документов.

Товарно-материальные ценности должны передаваться материально ответственному лиц... ✂

Бежан Андрей Советник и адвокат практики «Разрешение споров» Адвокатского бюро Nordic Star, управляющий партнер Адвокатского бюро «БВМП». Андрей является кандидатом юридических наук. Он консультирует российских и иностранных клиентов по вопросам, связанным с применением законодательства о несостоятельности (банкротстве) и по вопросам, связанным с расследованием случаев корпоративного мошенничества (форензик), работает над проектами, связанными с поисками активов. Андрей также представляет интересы российских и иностранных компаний в российских государственных и третейских судах. Опыт Андрея включает в том числе споры, возникающие из обязательственного права, корпоративных конфликтов, антимонопольного регулирования, защиты авторских и смежных прав, оспаривания результатов тендерных процедур в сфере атомной промышленности. Рекомендован рейтингом The Best Lawyers Арбитраж и медиация (2022), Корпоративное право (2020 – 2022), Реструктуризация, несостоятельность и банкротство (2022), Судебный процесс (2020 – 2022) и Право.ru – 300 Банкротство. Региональный рейтинг (2022). Способ связи: andrew.bezhan@nordicstar.law, +7 915 482 46 79