Алгоритм смены директора: возможные вызовы и нюансы
Последствием смены директора в корпоративном юридическом лице является возникновение обязанности бывшего руководителя передать финансово-хозяйственные документы новому руководителю. Неисполнение этой обязанности влечет целый комплекс негативных последствий как для бывшего руководителя, так и для нового.
В этой связи ранняя проработка алгоритма действий в такой ситуации позволит значительно снизить указанные риски.
В статье рассмотрим следующие вопросы:
- принятие решения о смене директора;
- издание приказа о передаче дел, создании комиссии по такой передаче и проведение инвентаризации;
- процедура передачи дел;
- подписание акта приема-передачи документов и товарно-материальных ценностей;
- издание приказа о проведении инвентаризации товарно-материальных ценностей;
- оформление результатов инвентаризации.
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О СМЕНЕ ДИРЕКТОРА
Директор — это лицо, которое одновременно является субъектом в двух группах правоотношений: корпоративных, где директор имеет правовой статус лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, и трудовых, где директор выступает в качестве руководителя организации1.
В этой связи первоначальная директива на передачу документов должна исходить именно от высшего органа управления корпоративной организации.
Очевидным является, что такое решение должно быть доведено до бывшего руководителя, который обычно участвует в соответствующем собрании (п. 3 ст. 32 Закона об ООО2).
Если участие бывшего руководителя не обеспечено, то участникам организации необходимо убедиться в соблюдении процедуры извещения бывшего директора о проводимом собрании, чтобы избежать его оспаривания бывшим директором.
Направление соответствующего уведомления о проведении собрания только по адресу нахождения самого общества не является надлежащим доказательством такого уведомления3.
Таким образом, в решении об избрании нового директора должна содержаться директива на передачу дел и срок ее выполнения. Соответствующая директива должна быть доведена до бывшего директора надлежащим образом либо путем обеспечения его присутствия на соответствующем собрании и подписания протокола, либо путем соблюдения процедур извещения бывшего директора о проводимом собрании.
В решении также указывается срок, в течение которого бывший директор должен обеспечить передачу дел. Указанный срок определяется положениями трудового договора, заключенного между директором и обществом4.
Неисполнение бывшим директором указанной директивы повлечет право нового директора обратиться в суд с иском об истребовании документов.
Товарно-материальные ценности должны передаваться материально ответственному лиц... ✂
Платный контент
Полная версия публикации доступна только подписчикам.