Создание параллельного бизнеса: чем грозит директору и как защититься участнику
Проблема недобросовестного поведения директора или делового партнера путем создания ими «параллельного» бизнеса не нова. Фактически в такой ситуации происходит кража выстроенной бизнес-модели, идей, конфиденциальной информации, клиентов. В условиях корпоративного конфликта нередко на вновь созданную «параллельную» компанию осуществляется перевод имущества, а также результатов интеллектуальной деятельности общей компании.
Как следствие — совместный бизнес обескровлен, зато вновь созданный, идентичный бизнес бывшего партнера или директора — процветает.
Действующее законодательство предоставляет участнику корпорации довольно скромный инструментарий для борьбы с таким комплексным видом нарушений его интересов — оспаривание сделок по ограниченному количеству оснований и взыскание убытков также со строго ограниченного перечня лиц, указанных в ст. 53.1 Гражданского кодекса РФ.
Каким образом пострадавшему участнику защитить себя в ситуации, когда партнер или топ-менеджмент1, а зачастую оба, предварительно вступив в сговор, причиняют ущерб общему делу — ответит данная статья.
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ БИЗНЕС КАК ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ
С правовой точки зрения «параллельный» бизнес представляет собой комплексное экономическое явление, которое охватывается вопросами, регулируемыми гражданским, корпоративным, антимонопольным, иногда трудовым, налоговым и уголовным законодательством, а также нормами об интеллектуальной собственности и защите конфиденциальной информации.
Вместе с тем определение термина «параллельный бизнес» в российском праве отсутствует. В наиболее широком смысле под ним обычно понимается ситуация, когда директор организует свой собственный бизнес в той же или схожей сфере.
Указанная ситуация сама по себе не свидетельствует о каком‑либо нарушении. «Параллельный» бизнес нарушает права других участников корпорации лишь в том случае, если для его организации используются активы (как материальные — денежные средства, земельные участки, производственные базы, специальная техника, — так и нематериальные: товарные знаки и фирменное наименование, ноу-хау, ПО), а также клиентская база и работники основной компании.
Такая ситуация и характеризует «параллельный» бизнес в его негативном (узком) смысле, что нашло отражение в подп. 1 п. 2 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 62 «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица»:
«Недобросовестность действий (бездействия) директора считается доказанной, в частности, когда директор действовал при наличии конфликта между его личными интересами (интересами аффинированных лиц директора) и интересами юридического лица, в том числе при на... ✂
Платный контент
Полная версия публикации доступна только подписчикам.