ОСОБЕННОСТИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В БАНКАХ (КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ)

Для того чтобы лучше понять особенности корпоративного управления в кредитных организациях и причины их появления, следует обратиться к определению самих банков, приведенному в Федеральном законе от 02.12.1990 г. № 395-1 О банках и банковской деятельности":

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц".

В свою очередь, кредитная организация (КО) - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании лицензии, выданной Банком России, имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные вышеназванным федеральным законом.

Таким образом, банк, как и любая другая коммерческая организация, преследует своей целью извлечение прибыли. В то же время основным инструментом, за счет которого действует банк, являются денежные средства, принадлежащие физическим и юридическим лицам, среди которых не только коммерческие компании, но и некоммерческие, а также бюджетные организации. Кроме того, необходимо отметить, что акционерами ряда российских банков, прошедших IPO, например, таких как ПАО Сбербанк и ПАО ВТБ, являются сотни тысяч обычных граждан.

Такая специфика обуславливает повышенные риски, которым подвержены банки, и требует особенного контроля со стороны государства. Контролирующим органом является Центральный банк Российской Федерации (Банк России), который при взаимодействии с Правительством России разрабатывает и реализует единую государственную денежно-кредитную политику и наделен особыми полномочиями в части регулирования деятельности банков.

Рассмотрим принципы корпоративного управления, которые закреплены в нормативных документах Центрального Банка Российской Федерации. За рамками статьи останутся требования других регуляторных и надзорных органов (например, ФАС России и др.).

Особенности корпоративного управления в банках

Начиная с 2000-х годов Банк России уделяет усиленное внимание развитию корпоративного управления в российских банках, а последние несколько лет ознаменовались изданием целого ряда инструкций и положений, конкретизирующих отдельные корпоративные процедуры. Такая проактивная позиция со стороны регулятора объяснима, в первую очередь, тем, что целью эффективного корпоративного управления в банках является не столько повышение прибыльности кредитных организаций и общей стоимости бизнеса, сколько обеспечение устойчивости банков и банковской системы в целом, в связи с тем, что они обладают повышенной ответственностью перед собственниками капитала, который используется ими в обороте.

Рассмотрим основные особенности корпоративного управления в банках, установленные Банком России. Для наглядности мы разделили их на несколько групп, каждая из которых охватывает определенные корпоративные действия. При этом все нормы носят обязательный характер.

Порядок создания и регистрации банка, приобретения и продажи пакетов акций (долей)

  1. Создание/регистрация кредитных организаций, регистрация учредительных документов и изменений, вносимых в учредительные документы, создание филиалов и представительств банков на территории иностранных государств осуществляются решением Банка России, после чего он в соответствии с действующим законодательством направляет пакет документов вместе со своим положительным заключением в уполномоченный регистрирующий орган для внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (в отдельных случаях предусмотрен уведомительный порядок на совершение действия).
  2. Установлены повышенный минимальный размер уставного капитала при создании кредитной организации; предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала. Банк России также вправе установить порядок и критерии оценки финансового положения учредителей (участников) кредитной организации.
  3. Установлен минимальный размер собственных средств (капитала) для получения лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте, привлечения во вклады денежных средств физических и юридических лиц в рублях и иностранной валюте (выдача Банком России генеральной лицензии).
  4. Приобретение и/или получение в доверительное управление пакета акций (долей) в зависимости от размера пакета требует либо уведомления Банка России (в случае приобретения и/или получения в доверительное управление более 1 % акций (долей)), либо предварительного согласия (в случае приобретения и/или получения более 10 %). Предварительное согласие также требуется в случае установления юридическим или физическим лицом прямого или косвенного (через других лиц) контроля в отношении акционеров (участников), владеющих более 10 % акций (долей) кредитной организации.

Регламентация работы органов управления банков

  1. Установлены специальные требования к предварительному согласованию руководителей[1] кредитной организации Банком России и запрета этим лицам на осуществление одновременно предпринимательской деятельности без образования юридического лица (ИП), а также одновременного нахождения в должности руководителя или главного бухгалтера в целом ряде организаций, среди которых кредитные, страховые, клиринговые компании, пенсионные и инвестиционные фонды и пр.

Члены совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, кандидаты на вышеуказанные должности, а также руководители служб управления рисками, внутреннего контроля и внутреннего аудита должны соответствовать требованиям к деловой репутации, установленным статьей 16 ФЗ О банках и банковской деятельности", а также требованиям к квалификации, устанавливаемым в соответствии с федеральными законами.

Об избрании на должность и освобождении от должности лиц, перечисленных в настоящем пункте, включая членов совета директоров (наблюдательного совета), руководителей службы управления рисками, службы внутреннего аудита и службы внутреннего контроля банк обязан уведомить Банк России в установленные законом сроки со дня принятия соответствующего решения.

  1. Установлены требования о наличии совета директоров банка (наблюдательного совета) и в отношении регламентации организации его работы: ФЗ О банках и банковской деятельности" расширяет компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) по сравнению с положениями, предусмотренными Федеральным законом от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ Об акционерных обществах", Федеральным законом от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ Об обществах с ограниченной ответственностью", следующими вопросами:
  • утверждение стратегии управления рисками и капиталом кредитной организации, в том числе в части обеспечения достаточности собственных средств (капитала) и ликвидности на покрытие рисков как в целом по кредитной организации, так и по отдельным направлениям ее деятельности, а также утверждение порядка управления наиболее значимыми для кредитной организации рисками и контроль за реализацией указанного порядка;
  • утверждение порядка применения банковских методик управления рисками и моделей количественной оценки рисков (в случае, предусмотренном статьей 72.1 Федерального закона от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"), включая оценку активов и обязательств, внебалансовых требований и обязательств кредитной организации, а также сценариев и результатов стресс-тестирования;
  • утверждение порядка предотвращения конфликтов интересов, плана восстановления финансовой устойчивости в случае существенного ухудшения финансового состояния кредитной организации, плана действий, направленных на обеспечение непрерывности деятельности и (или) восстановление деятельности кредитной организации в случае возникновения нестандартных и чрезвычайных ситуаций, утверждение руководителя службы внутреннего аудита кредитной организации, плана работы службы внутреннего аудита кредитной организации, утверждение политики кредитной организации в области оплаты труда и контроль ее реализации;
  • проведение оценки на основе отчетов службы внутреннего аудита соблюдения единоличным исполнительным органом кредитной организации и коллегиальным исполнительным органом стратегий и порядков, утвержденных советом директоров (наблюдательным советом);
  • принятие решений об обязанностях членов совета директоров (наблюдательного совета), включая образование в его составе комитетов, а также проведение оценки собственной работы и представление ее результатов общему собранию участников кредитной организации;
  • утверждение кадровой политики кредитной организации (порядок определения размеров окладов руководителей кредитной организации, порядок определения размера, форм и начисления компенсационных и стимулирующих выплат руководителям кредитной организации, руководителю службы управления рисками, руководителю службы внутреннего аудита, руководителю службы внутреннего контроля кредитной организации и иным руководителям (работникам), принимающим решения об осуществлении кредитной организацией операций и иных сделок, результаты которых могут повлиять на соблюдение кредитной организацией обязательных нормативов или возникновение иных ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков и кредиторов.
  1. Установление требования о наличии в банке службы управления рисками, службы внутреннего аудита и службы внутреннего контроля; обязательность соблюдения требований к системам управления рисками и капиталом, внутреннего контроля, включая требования к деятельности руководителя службы внутреннего аудита, руководителя службы внутреннего контроля.

Политика в области информационной прозрачности и раскрытия информации

  1. Установлены форма, порядок, сроки и перечень раскрываемой информации об органах управления кредитной организации и о деятельности кредитной организации, а также информации о квалификации и об опыте работы членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации и руководителей кредитной организации на официальном сайте банка в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Помимо установления к кредитным организациям обязательных требований (перечисленных выше), Банк России выпускает письма, в которых он информирует о современных подходах к организации корпоративного управления в кредитных организациях, основанных на передовой зарубежной практике (Письмо Банка России от 13.09.2005 г. № 119-т О современных подходах к организации корпоративного управления в кредитных организациях"), и оказывает методическое содействие банкам в проведении оценки корпоративного управления (Письмо Банка России от 07.02.2007 г. № 11-т О перечне вопросов для проведения кредитными организациями оценки состояния корпоративного управления").

Здесь хотелось бы уточнить, что оценка состояния корпоративного управления осуществляется как самой кредитной организацией (ее собственниками, органами управления), так и органом банковского надзора. Данный подход позволяет более надежно исследовать эффективность управленческих решений органами управления банка, а также повысить защиту интересов инвесторов, вкладчиков конкретного банка в отдельности и, как следствие, устойчивость банковской системы в целом. Кроме того, сопоставление территориальными управлениями результатов оценки, полученной по запросам от банков, с оценкой, проведенной самими управлениями (то есть результатами, полученными ими самостоятельно), косвенно стимулирует банки к добросовестному проведению оценки и предотвращает искажение информации и завышение результатов оценки.

Новые требования к корпоративному управлению в банках

Развивая рекомендации Кодекса корпоративного управления применительно к специфике банковской деятельности, особое внимание Банк России уделил оценке соответствия квалификационным требованиям к деловой репутации руководителей КО и членов совета директоров, порядок которой закрепил отдельным положением (Положение Банка России от 25.10.2013 г. № 408-П О порядке оценки соответствия квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации лиц, указанных в статье 11(1) Федерального закона О банках и банковской деятельности" и статье 60 Федерального закона О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", и порядке ведения базы данных, предусмотренной статьей 75 Федерального закона О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Положение № 408-П)).

В данном положении впервые четко определены:

  • состав документов и порядок оценки соответствия руководителей КО (филиала КО), включая временно исполняющих должностные обязанности указанных лиц или лиц, исполняющих отдельные обязанности, предусматривающие право распоряжения денежными средствами, находящимися на открытых счетах в Банке России, членов совета директоров, кандидатов на указанные должности, а также приобретателей (владельцев) акций (долей) КО, лиц, устанавливающих контроль в отношении акционеров (участников) КО, единоличных исполнительных органов указанных лиц квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации, установленным пунктом 1 части первой статьи 16 ФЗ О банках и банковской деятельности";
  • порядок действий Банка России в случае установления фактов несоответствия перечисленных лиц установленным требованиям;
  • порядок ведения базы данных, предусмотренных частью третьей статьи 75 Федерального закона О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Рассмотрим более детально, какие обязательства накладывает на банки данный документ.

Круг лиц, на которых распространяется действие Положения № 408-П

А) В части оценки квалификации и деловой репутации:

  • руководители банка (филиала), а также лица, временно исполняющие должностные обязанности руководителя кредитной организации (филиала), и лица, на которых возлагаются отдельные обязанности руководителя кредитной организации (филиала), предусматривающие право распоряжения денежными средствами, находящимися на открытых в Банке России счетах кредитной организации;

Б) В части оценки только деловой репутации:

  • члены совета директоров банка;
  • физические и юридические лица - приобретатели, владельцы пакетов акций (долей) кредитной организации в количестве более 10 %, физические и юридические лица, устанавливающие (осуществляющие) контроль в отношении акционеров (участников) кредитной организации, владеющих более 10 % акций (долей) КО, а также лица, осуществляющие функции единоличного исполнительного органа указанных юридических лиц.

Требования к квалификации и деловой репутации

Статья 16 ФЗ О банках и банковской деятельности" определяет соответствие вышеназванным требованиям следующим образом:

  1. Под несоответствием лица квалификационным требованиям понимается отсутствие у него высшего юридического или экономического образования и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, деятельность которого связана с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при наличии у него иного высшего образования - не менее двух лет.
  2. Под несоответствием лица требованиям к деловой репутации понимаются:
  • наличие неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленных преступлений;
  • признание судом в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов, лица виновным в банкротстве юридического лица;
  • неисполнение лицом, являвшимся руководителем, членом совета директоров (наблюдательного совета) или учредителем (участником) кредитной организации, обязанностей, возложенных на него Федеральным законом от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ О несостоятельности (банкротстве)" (далее - ФЗ О несостоятельности (банкротстве)") при возникновении оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации и (или) при возникновении признаков несостоятельности (банкротства) кредитной организации;
  • наличие у лица права давать обязательные указания или возможности иным образом определять действия кредитной организации, у которой лицензия на осуществление банковских операций была отозвана по установленным законом основаниям и (или) которая была признана арбитражным судом несостоятельной (банкротом);
  • привлечение лица в соответствии с ФЗ О несостоятельности (банкротстве)" к субсидиарной ответственности по денежным обязательствам кредитной организации и (или) исполнению ее обязанности по уплате обязательных платежей или ответственности в виде взыскания убытков в пользу кредитной организации, если со дня исполнения лицом обязанности, установленной судебным актом, прошло менее пяти лет;
  • предъявление в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов к кредитной организации, в которой кандидат занимал должность руководителя или члена совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, требования о его замене на основании статьи 74 Федерального закона О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";
  • совершение лицом более трех раз в течение одного года, предшествовавшего дню подачи в Банк России документов, административного правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг или в области предпринимательской деятельности, установленного вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;
  • дисквалификация лица, срок которой не истек на день, предшествовавший дню подачи в Банк России документов;
  • наличие неоднократных фактов расторжения с кандидатом трудового договора по инициативе работодателя на основаниях, предусмотренных пунктом 7 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации;
  • занятие лицом должности руководителя в течение 12 месяцев, предшествовавших дню введения в соответствии с решением Банка России временной администрации по управлению кредитной организацией с приостановлением полномочий исполнительных органов (за исключением лиц, представивших в Банк России доказательства непричастности к принятию решений или совершению действий (бездействию), которые привели к назначению временной администрации);
  • занятие лицом должности руководителя кредитной организации в течение 12 месяцев, предшествовавших дню отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций (за исключением лиц, представивших в Банк России доказательства непричастности к принятию решений или совершению действий (бездействию), которые привели к отзыву лицензии на осуществление банковских операций);
  • предоставление лицом для государственной регистрации кредитной организации, а также в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, недостоверных сведений, касающихся установленных квалификационных требований и требований к деловой репутации;
  • применение в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов, к кредитной организации, в которой лицо занимало должность руководителя, мер за представление существенно недостоверной отчетности, если подготовка и представление отчетности входили в компетенцию данного лица.

Документы, подтверждающие соответствие требованиям к квалификации и деловой репутации

I. В части соответствия требованиям к квалификации:

  • анкета, заполненная собственноручно руководителем, в которой приводятся сведения о профессиональном образовании с указанием, в том числе, учебного заведения, квалификации, ученой степени и звания, а также сведения о дополнительном образовании. К анкете прилагаются копии соответствующих документов (дипломов);
  • сведения о трудовой деятельности (подробное изложение всех мест работы и должностей, которые занимал руководитель, дату поступления и дату увольнения с каждого места работы, подробное описание служебных обязанностей по занимаемой на дату заполнения анкеты должности; при заполнении сведений о работе в банковской системе указывается характер выполняемых функций по каждой занимаемой должности, а также причина увольнения). Вместе с анкетой предоставляется заверенная копия трудовой книжки.

II. В части соответствия требованиям к деловой репутации:

  • оригинал справки о наличии (отсутствии) судимости, выданной Министерством внутренних дел Российской Федерации;
  • выписка из реестра дисквалифицированных лиц о конкретном дисквалифицированном лице либо справка об отсутствии в реестре дисквалифицированных лиц информации о запрашиваемом лице, выданная Федеральной налоговой службой;
  • письменное подтверждение членом совета директоров отсутствия оснований, установленных статьей 16 Федерального закона О банках и банковской деятельности" для признания его деловой репутации несоответствующей;
  • для приобретателей (владельцев) пакетов акций (долей) КО в количестве более 10 %, физических и юридических лиц, устанавливающих (осуществляющих) контроль в отношении акционеров (участников) кредитной организации, владеющих более 10 % акций (долей) КО, а также лиц, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа указанных юридических лиц, - анкета, заполняемая собственноручно, в которой указывается наличие (отсутствие) оснований для признания деловой репутации неудовлетворительной согласно требованиям, предусмотренным пунктом 5 части первой статьи 16 Федерального закона О банках и банковской деятельности".

Кроме того, Банк России при проведении оценки соответствия квалификации и деловой репутации вправе запросить у КО дополнительно информацию и копии документов о проверяемом лице, а также учитывать информацию, которую можно получить из иных официальных источников.

Банк России также обязывает кредитные организации отслеживать и сообщать в Банк России соответствующую информацию в случае выявления фактов несоответствия указанных лиц требованиям к квалификации и деловой репутации.

Решения, принимаемые Банком России по результатам проведенной оценки

Необходимо напомнить, что кандидаты на должность руководителей банка предварительно согласовываются с Банком России, и назначение их на должности возможно только при получении положительного заключения Банка России, в том числе и по результатам оценки соответствия кандидата требованиям к квалификации и к деловой репутации. В случае отказа Банка России кредитная организация не вправе назначить на должность такого кандидата.

Для членов совета директоров, руководителей СВК, СВА и СУР предварительное согласование не требуется, поэтому их избрание (назначение на должность) сопровождается уведомлением Банка России с приложением всех подтверждающих деловую репутацию и квалификацию документов. Соответственно, положительного решения от Банка России в данном случае не требуется.

В случае выявления подразделением Банка России оснований для признания деловой репутации лица, избранного членом совета директоров, не соответствующей установленным требованиям, подразделение Банка России направляет в банк предписание с требованием о замене члена совета директоров в установленный предписанием срок.

Банк не позднее трех рабочих дней, следующих за днем получения предписания, уведомляет под роспись соответствующее лицо о получении предписания, а также сообщает о получении предписания председателю совета директоров.

В течение 30 календарных дней со дня выявления фактов неудовлетворительной деловой репутации владельцев акций (долей) КО, лиц, осуществляющих контроль, единоличного исполнительного органа юридического лица владельца акций (долей) кредитной организации, единоличного исполнительного органа юридического лица, осуществляющего контроль, подразделение Банка России направляет указанным лицам предписание с требованием об устранении выявленных нарушений или уменьшении участия указанных акционеров (участников) в уставном капитале кредитной организации до размера, не превышающего 10 процентов акций (долей) кредитной организации, либо о совершении сделки (сделок), направленной (направленных) на прекращение контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации (далее - предписание).

Отдельная глава Положения № 408-П посвящена порядку ведения Банком России базы данных о лицах, деловая репутация которых не соответствует установленным требованиям, и других работниках банков, чья деятельность способствовала нанесению ущерба финансовому положению КО или нарушениям законодательства РФ и нормативов Банка России. Такая база ведется в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам вкладчиков и кредиторов, стабильности банковской системы РФ.

Подведем некоторые итоги

Банк России выступает центральным надзорным органом по отношению ко всем кредитным организациям и отвечает за стабильность банковской системы страны. С одной стороны, Положение № 408-П предоставляет Банку России полномочия для более тщательного изучения топ-менеджмента и собственников банков, управляющих их деятельностью. Такой подход дает возможность регулятору отслеживать как бинес-модели, так и в общем стратегическое направление развития того или иного банка, позволяет не только значительно снизить риски возможной несостоятельности (банкротства) банков, но и напротив - повысить уровень доверия к банкам вкладчиков, потенциальных инвесторов и бизнес-сообщества.

С другой стороны, хотелось бы обратить внимание именно на принципиально новое право Банка России - выдавать предписания о замене лиц, не соответствующих установленным требованиям к деловой репутации. Напомним, что порядок согласования кандидатов на должности руководителей банка существовал давно, и, как уже отмечалось, в случае отказа со стороны Банка России кредитная организация не имеет права назначить на должность такого кандидата. Теперь законодательно закреплены полномочия Банка России, не будучи собственником (владельцем) частных банков, вмешиваться в их структуру управления, требуя замены членов совета директоров и/или приобретателей (владельцев) пакетов акций (долей) КО, физических и юридических лиц, устанавливающих (осуществляющих) контроль в отношении акционеров (участников) кредитной организации, а также лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа указанных лиц.

Такое решение Банка России может идти вразрез с видением собственников банка, но имеет принудительный характер, поскольку Положением № 408-П предусмотрены последствия неисполнения предписания Банка России кредитными организациями. Так, в случае неисполнения указанного предписания о замене члена совета директоров кредитной организации Банк России вправе применить к кредитной организации меры воздействия, предусмотренные частью второй статьи 74 Федерального закона О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", среди которых не только взыскание существенного штрафа, но и возможность введения запрета на осуществление КО отдельных банковских операций, назначение временной администрации по управлению КО на срок до 6 месяцев, предъявление к КО требований по осуществлению финансового оздоровления или замене лиц или осуществлении реорганизации.

Банк России также вправе в судебном порядке требовать уменьшения участия в уставном капитале кредитной организации акционеров (участников) до размера, не превышающего 10 процентов акций (долей) кредитной организации, либо прекращения осуществления контроля в отношении таких акционеров (участников).

Учитывая такие серьезные последствия, требование Банка России по замене лиц, о которых идет речь в Положении 408-П, фактически не оставляет возможности выбора руководству и собственникам банка, ведь речь идет о дальнейшем существовании бизнеса.

Другими словами, Банк России напрямую может менять руководство в кредитных организациях, незамедлительно реагируя таким образом на выявленные нарушения или на сомнительные бизнес-модели (по сравнению с обычным порядком замены руководства органами управления банка в соответствии с ФЗ Об акционерных обществах" или ФЗ Об обществах с ограниченной ответственностью" процедура, инициированная Банком России, позволяет существенно сократить срок выполнения такого решения).


[1] Под руководителями кредитной организации мы будем понимать следующих лиц: единоличный исполнительный орган, его заместители, члены коллегиального исполнительного органа, главный бухгалтер, заместители главного бухгалтера кредитной организации, руководитель, главный бухгалтер филиала, а также временно исполняющие должностные обязанности указанных лиц.