НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МАНЕВРА КОМПЕТЕНЦИЕЙ ОРГАНОВ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА. Часть 2

Продолжая разговор о новых возможностях проектирования компетенции общего собрания акционеров1, обратимся к непубличным акционерным обществам. В отличие от публичных компаний, правовое регулирование здесь носит более диспозитивный характер.

В отношении всех акционерных обществ ранее действовал принцип закрытой, или ограниченной, компетенции общего собрания акционеров, согласно которому общее собрание акционеров не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции Федеральным законом Об акционерных обществах" (далее - ФЗ Об АО"; пункт 3 статьи 48, в ред. до 29.06.2015 г.). Компетенция общего собрания акционеров могла быть сужена уставом общества в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ (далее - ГК РФ, Кодекс) и законами о хозяйственных обществах, но не могла быть расширена по сравнению с тем, как она определена в ГК РФ и акционерном законе.

ГК РФ и акционерный закон сохранили принцип закрытой (ограниченной) компетенции общего собрания акционеров только в отношении публичного акционерного общества: Общее собрание акционеров публичного общества не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом" (п. 3 ст. 48 ФЗ Об АО" в ред. Федерального закона от 29.06.2015 г. № 210-ФЗ).

В отношении непубличного общества принцип закрытой (ограниченной) компетенции преодолен. ГК РФ допустил возможность расширения компетенции общего собрания акционеров непубличного общества за счет отнесении вопросов, не относящихся к ней в соответствии с ГК РФ или законом об акционерных обществах (подп. 8 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ). Это положение Кодекса нашло свое отражение в п. 4 ст. 48 ФЗ Об АО", введенном Федеральным законом от 29.06.2015 г. № 210-ФЗ:

Уставом непубличного общества может быть предусмотрено отнесение к компетенции общего собрания акционеров вопросов, не отнесенных к его компетенции настоящим Федеральным законом. Соответствующие положения могут быть предусмотрены уставом непубличного общества при его учреждении либо внесены в его устав, изменены и (или) исключены из его устава по решению, принятому общим собранием акционеров единогласно всеми акционерами общества."

Одновременно законодательство предусмотрело возможность сузить компетенцию общего собрания акционеров. Уставом непубличного общества ряд вопросов компетенции общего собрания акционеров может быть передан в компетенцию совета директоров. При этом не могут быть изъяты из компетенции общего собрания акционеров следующие вопросы:

  • внесение изменений в устав хозяйственного общества, утверждение устава в новой редакции;
  • реорганизация или ликвидация хозяйственного общества;
  • определение количественного состава коллегиального органа управления общества и коллегиального исполнительного органа (если его формирование отнесено к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества), избрание их членов и досрочное прекращение их полномочий;
  • определение количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями;
  • увеличение уставного капитала общества с ограниченной ответственностью непропорционально долям его участников или за счет принятия третьего лица в состав участников такого общества;
  • утверждение не являющихся учредительными документами внутреннего регламента или иных внутренних документов (п. 5 ст. 52 ГК РФ) хозяйственного общества.

Однако положения, связанные с такой передачей, могут быть предусмотрены уставом непубличного общества при его учреждении либо внесены в его устав, изменены и (или) исключены из его устава по решению, принятому общим собранием акционеров единогласно всеми акционерами общества (п. 2.1 ст. 48 ФЗ Об АО" введен Федеральным законом от 29.06.2015 г. № 210-ФЗ).

Получилась удушающая льгота. Норма закона сформулирована таким образом, что под принцип единогласия всех акционеров непубличного общества" попали не только дополнительные диспозиции, адресованные непубличному обществу, но и старые" универсальные диспозиции, адресованные как публичному, так и непубличному обществам (см. предыдущую статью). Публичные общества в некотором аспекте оказались в более выигрышном положении. Перефразирую классика, можно сказать: Лучше меньше, но проще".

Обновленное законодательство преподносит нам и иные загадки. Так, Гражданский кодекс РФ допускает возможность передачи вопросов компетенции общего собрания участников непубличного хозяйственного общества в компетенцию не только коллегиального органа управления (совета директоров), но и коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции). В то время как новация акционерного закона допускает, что уставом непубличного общества может быть предусмотрена передача в компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) общества вопросов, отнесенных настоящим Федеральным законом к компетенции общего собрания акционеров" (п. 2.1 ст. 48 ФЗ Об АО").

В отличие от более широкой диспозиции, установленной ГК РФ, акционерный закон ограничил возможность перераспределения компетенции общего собрания акционеров только в компетенцию совета директоров и не предусмотрел возможности такого перераспределения в компетенцию коллегиального исполнительного органа.

Учитывая, что норма Кодекса сформулирована императивно и Кодекс имеет приоритет над законами об хозяйственных обществах, это позволяет применять данную норму ГК РФ, несмотря на несоответствие ей нормы акционерного закона.

Ниже приводится максимально возможная компетенция общего собрания акционеров непубличного акционерного общества, которая учитывает все диспозиции, адресованные непубличному обществу как ГК РФ, так и акционерным законом.

Таблица 1. МАКСИМАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ АКЦИОНЕРОВ НЕПУБЛИЧНОГО ОБЩЕСТВА









Если из компетенции общего собрания акционеров непубличного общества удалить все диспозитивные нормы (вопросы, которые могут быть переданы в компетенцию совета директоров; вопросы, которые общее собрание вправе рассматривать только в том случае, если это предусмотрено уставом общества; вопросы, которые могут быть дополнительно включены в компетенцию общего собрания акционеров), то получится минимальная компетенция общего собрания акционеров непубличного акционерного общества. Если максимальная компетенция общего собрания акционеров составляет 76 вопросов, то минимальная - 25 вопросов, т. е. у непубличного общества маневр компетенции общего собрания акционеров составляет 50 вопросов.

Автор надеется, что приведенный в статье табличный материал облегчит юристам компаний подготовку новых редакций уставов публичных акционерных обществ.


1 Продолжение. Начало см. № 1(140) за 2016 год.

2 Этим цветом выделены вопросы, которые уставом общества могут быть отнесены к компетенции совета директоров.