Заверения и гарантии в сделках дружественного поглощения
Федеральный закон от 08.03.2015 № 42‑ФЗ сделал участникам сделок и экспертам в сегменте Mamp;A щедрый подарок - включил в Гражданский кодекс РФ1 статью 431.2 ≪Заверения об обстоятельствах≫2. По нашему убеждению, наиболее востребованным данный институт оказывается при структурировании, оформлении и исполнении транзакции дружественного поглощения - перехода корпоративного контроля3 на компанию или группу компаний (холдинг или его подсистему) по обоюдному согласию и в интересах ее сторон, главным образом, в виде сделок уступки акций или долей в уставном капитале ООО.
До появления этого ценного правового инструмента в нашем законодательстве участники рынка корпоративного контроля вынуждены были использовать иные инвестиционно-правовые инструменты, нередко явные суррогаты. Например, конструкции сделки с отлагательным и отменительным условием (ст. 157 ГКРФ), предварительного договора (ст. 429 ГКРФ), длительной рассрочки оплаты покупателем акций, долей участия, допущения оспаривания цены сделки из-за претензий к ≪качеству поставленного товара≫ и даже адресованных покупателю бизнеса персональных гарантий единоличного исполнительного органа соответствующей компании. Однако чаще состоятельные игроки рынка участий попросту заключали сделки по английскому праву, реализуя надежно апробированные им конструкции warranties, representations и indemnities4.
И то и другое было сопряжено со значительными прикладными неудобствами. Отечественные ≪юрзаменители≫ в конфликтной ситуации не могли гарантировать обиженной стороне понимание и поддержку судебно-арбитражной системы Р Ф. Работа со специалистами, хорошо знающими и применяющими британское право и тем паче перспективы судебных разбирательств на Туманном Альбионе или Кипре, резонно ассоциировалась у игроков рынка поглощений с большими транзакционными издержками.
Теперь во всем этом нет необходимости: российская правовая система обзавелась собственными конструкциями warranties, representations и indemnities5.
Переход корпоративного контроля как универсальная управленческая проблема
Продажа контрольного пакета акций с формальной точки зрения являет собой переход ≪совокупности имущественных и неимущественных прав≫ (ст. 2 ФЗ ≪О рынке ценных бумаг≫) или ≪обязательственных и иных прав, которые закреплены в решении о выпуске или ином акте лица, выпустившего ценные бумаги в соответствии с требованиями закона≫ (ст. 142 ГК.РФ).
В инвестиционном плане - это передача актива, поддающегося объективной экспертной оценке, основанной на применении соответствующих федеральных стандартов и опыта осуществляющего ее специалиста и/или профессиональной ассоциации. И.в этом отношении, как правило, не важно даже, продается контрольный пакет компании или контроль над удерживающим ее хозяйственным обществом (холдинг-компанией).
В предпринимательском отношении перед нами - купля-продажа бизнеса, расчет на получение дохода от которого в среднесрочной или долгосрочной перспективе очевиден для покупателя и формирует значимую часть цены сделки.
Все эти моменты, представляющие различные аспекты одной экономической сущности, оправдывают хорошо известную практикам эмпирическую логику: ≪покупая контрольный пакет акций (контрольную долю), приобретаешь бизнес ... ✂
Платный контент
Полная версия публикации доступна только подписчикам.