Влияние санкций иностранных государств и ответных мер РФ на разрешение споров

Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf
Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf
Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf

Текущая экономическая и геополитическая ситуация в мире повлияла на все сферы жизни, в том числе на институт судебного разбирательства. На данный момент российскими судами продолжается формирование противоречивой судебной практики.

Каждый день судами выносятся акты, в которых упоминаются санкции и происхождение контрагента из недружественной страны, на данных обстоятельствах суды зачастую обосновывают свои решения. В настоящей статье представлены реакции арбитражных институтов и значимые позиции российских судов в рамках санкционной реальности.

ВЛИЯНИЕ САНКЦИЙ НА АРБИТРАЖНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Санкционная политика государств негативным образом сказывается не только на бизнес-процессах, но также и на международном коммерческом арбитраже. С целью сохранения лояльности участников процесса и облегчения административных задач для инициирования разбирательства многие авторитетные арбитражные институты разрабатывают свои собственные правила ведения споров с подсанкционными лицами.

Еще в 2014 г. Лондонский международный арбитражный суд (LCIA) разработал руководство с заметками для участников в арбитраже1, в котором выделил отдельный раздел по санкциям (раздел 20). Основные положения из руководства LCIA:

  • LCIA является нейтральным и независимым арбитражным учреждением;
  • санкции не ограничивают подсанкционное лицо в участии в арбитраже;
  • LCIA одинаково относится к любому лицу, участвующему в арбитраже, независимо от введенных санкций.

В 2022 г. другие арбитражные институты взяли на вооружение данные положения LCIA. Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма (SCC) опубликовал официальные правила ведения споров с подсанкционными лицами2, Гонконгский международный арбитражный центр (HKIAC) принял собственную политику в отношении подсанкционных лиц3, Международный арбитражный суд Федеральной палаты экономики Австрии (VIAC) разработал свою систему проверки на предмет попадания стороны спора в сферу санкций4. Основные принципы такой политики сводятся к следующему:

  • Институт является нейтральной, независимой, неполитической и беспристрастной площадкой для разрешения споров.
  • Российские лица не ущемлены в своих правах на участие в арбитраже. Любое российское лицо, находящееся под санкциями, вправе подать просьбу об арбитраже.
  • Перед началом разбирательства подсанкционное лицо:
    • предоставляет институту информацию о действующих в отношении него санкциях;
    • указывает, как действующие в отношении него санкции могут повлиять на оплату сбора, организацию разбирательства и арбитров/медиаторов.
  • Институт оказывает подсанкционным лицам помощь в получении разрешений от государственных органов, если этого требует режим санкций, при необходимости в ходе разбирательства.
  • Институт оказывает помощь подсанкционному лицу в уплате сбора (в том числе предоставляет возможность уплачивать сбор в подходящей данному лицу валюте, уплачивать сбор через третьих лиц, предоставлять обеспечение вместо прямого платежа на счет института).

Некоторые арбитражные институты, например Швейцарский арбитражный центр (SCAI5) и Сингапурский международный арбитр... ✂