Основные вызовы компаний в управлении объектами интеллектуальной собственности в 2024 году
Известные события 2022 г. коренным образом изменили рынок интеллектуальной собственности. Уход иностранных компаний с российского рынка, введение антироссийских санкций, прекращение старых логистических цепочек породили ряд трудностей в использовании объектов интеллектуальной собственности. В таких условиях бизнесу приходится адаптироваться к новым реалиям и сообразно оптимизировать соответствующие бизнес-процессы.
В настоящей статье мы рассмотрим текущее состояние рынка, обозначим основную проблематику и возможные пути оптимизации связанных правовых рисков.
КЛЮЧЕВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЗАЩИТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
В основе инновационного развития страны лежат реализованные на практике результаты интеллектуальной деятельности, которые позволяют преобразовать научные исследования и разработки, знания и опыт в конкурентные рыночные преимущества и бизнес-активы.
По данным Роспатента, за первый квартал 2024 г. подано более 44 тыс. заявок на регистрацию товарных знаков, что превышает аналогичный показатель 2023 г. (33,6 тыс.) почти на 32%, а в сравнении с 2022 г. (25,7 тыс.) рост составил 72,4%. При этом основное число заявок поступает от российских резидентов (87%). Со слов главы Роспатента, немалая часть заявок на объекты интеллектуальной собственности приходится на страны БРИКС: с начала 2023 г. по апрель 2024 г. заявители из стран БРИКС в Роспатент подали 1659 заявок на изобретение и 6253 заявок на товарные знаки1.
Напротив, за предшествующий год значительно уменьшилось число судебных разбирательств по интеллектуальной собственности с участием иностранных компаний, при этом общее количество судебных споров в сфере IP в целом не изменилось2.
Представляется, что снижение споров с зарубежными участниками отчасти связано с тем фактом, что уход иностранных правообладателей из России очевидно повлек за собой снижение их деловой активности, при этом не стал сам по себе причиной ущемления их исключительных прав, немотивированного прекращения правовой охраны на их товарные знаки и патенты.
Более того, сформировавшаяся практика показывает, что иностранный правообладатель, в том числе из недружественных стран, имеет все основания для защиты исключительных прав на территории России, в связи с этим, например, продолжает активно взыскивать компенсации с нарушителей на территории России.
Ключевые тенденции в правоприменительной практике сводятся к негативной оценке судов ссылок участников споров на Указ Президента РФ от 28.02.2022 № 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций».
По сути, кейс со Свинкой Пеппой — один из немногих случаев3 применения «недружественного» статуса правообладателя в качестве основания для отказа в защите его прав. Вышестоящие суды указали на недопустимость использования внешнеполитических событий в качестве возражений против иностранных правообладателей из «недружественных» государств4, и с того момента данный тренд является вполне устойчивым.
Суды по‑прежнему отклоняют доводы российских лиц о злоупотр... ✂
Платный контент
Полная версия публикации доступна только подписчикам.