Включение дивидендов в таможенную стоимость ввозимых товаров: риски для компании, судебная практика

Судебная практика по спорам о включении дивидендов в таможенную стоимость за последнее десятилетие претерпела определенные изменения, в частности в вопросах толкования таможенного законодательства, а также формирования доказательственной базы по таким спорам.

В настоящем анализе авторы исследуют основные подходы российских судов к применению положений о дополнении структуры таможенной стоимости дивидендами, выплаченными компаниями — покупателями товаров их продавцам, одновременно являющимся участниками (учредителями) таких компаний. Рассматриваются следующие вопросы:

  • первичные подходы в судебной практике;
  • практика по невключению дивидендов в таможенную стоимость в 2019–2021 гг.;
  • позиция Верховного Суда РФ;
  • практика по включению дивидендов в таможенную стоимость в 2023 г.

ПЕРВИЧНЫЕ ПОДХОДЫ В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

Впервые спор о включении дивидендов в таможенную стоимость был рассмотрен в 2012 г., по имеющейся у авторов информации. В деле № А43-34050/2012 суды признали корректировку таможенной стоимости правомерной, установив связь между ввозимыми товарами и дивидендами за 2010–2011 гг., которые были получены поставщиком.

Обстоятельства указанного дела являются достаточно классическим примером с точки зрения сложившейся практики делового оборота: во исполнение внешнеторгового договора ООО «ИСТКОН 3К» ввез на территорию Таможенного союза товары народного потребления. Впоследствии поставщик товаров, немецкое юридическое лицо, получил от истца дивиденды за 2010–2011 гг., которые позднее были включены таможенным органом в таможенную стоимость товаров.

Суд кассационной инстанции по данному делу сформировал следующую правовую позицию:

  • основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимальной степени стоимость сделки с этими товарами;
  • в данном контексте стоимость товаров признается стоимостью сделки с ними, то есть ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза;
  • ценой в таком случае является общая сумма всех платежей за товары, которые «могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством»1;
  • при определении таможенной стоимости товаров учитывается в том числе часть дохода, полученного в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввозимых товаров.

Таким образом, судом кассационной инстанции были выведены первостепенные критерии «связанности» ввозимых товаров с дивидендами на основании толкования п. 7 ст. 4 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» («Соглашение»), которыми в некоторой степени сегодня руководствуются таможенные органы и суды.

К основным критериям, на которые суд обратил особое внимание в данном деле, относится следующее:

  1. перечисление дивидендов непосредственно на тот счет, который был указан во внешнеторговом контракте как счет продавца; при указании в качестве получателя платежа продавца товаров;
  2. последующее неперечисление дивидендов со счета продавца в пользу третьих лиц, т... ✂