УВЕЛИЧЕНИЕ УСТАВНОГО КАПИТАЛА В ПОЛЬЗУ ИНВЕСТОРА
Увеличение уставного капитала в акционерном обществе всегда было специфическим мероприятием, отличным от подобных процедур в других организационно-правовых формах юридических лиц. Это вытекает из порядка формирования уставного капитала АО (его разделения на акции), особенных требований действующего законодательства к оплате данных ценных бумаг, а также контроля государства за соблюдением процедур их выпуска (размещения).
Уставный капитал, согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона об Акционерных обществах" (далее - ФЗ об АО), может быть увеличен путем увеличения номинальной стоимости акций или размещения дополнительных акций.
Если мы говорим об увеличении уставного капитала АО в пользу инвестора, то значительно сужаем понятие увеличение уставного капитала АО" - до, фактически, двух способов - подписки и реорганизации.
Любое увеличение уставного капитала АО в настоящее время по последовательности действий вписывается в последовательность процедур, соответствующих процедуре эмиссии ценных бумаг, описанной в п. 1 ст. 19 ФЗ О рынке ценных бумаг":
Каждый из этапов процедуры эмиссии имеет свои особенности, характерные для способа увеличения уставного капитала, на них и остановимся подробнее.
Как правило, для того чтобы инвестору, а также менеджменту и акционерам АО понимать, в каком направлении двигаться, необходимо перед входом" инвестора в АО определиться с основными параметрами: соотношение объема планируемых инвестиций и размера доли участия потенциального инвестора в АО после увеличения его уставного капитала.
В данной статье при рассмотрении вопроса об увеличении уставного капитала мы говорим о конкретном (для АО) инвесторе, т. е. не будем рассматривать увеличение уставного капитала за счет неопределенного круга лиц (публичное размещение акций АО).
Подготовительный этап
Наиболее универсальный в отношении подбора параметров увеличения уставного капитала способ увеличения уставного капитала АО под потенциального инвестора - закрытая подписка. Размер потенциальных инвестиций достаточно просто подводится к доле участия в уставном капитале путем установления определенной цены размещения дополнительных акций. Цену размещения, в соответствии с общим правилом, установленным п. 1 ст. 77 ФЗ об АО, определяет совет директоров АО до принятия решения об увеличении уставного капитала (в случае его отсутствия - общее собрание акционеров определяет одновременно с принятием решения об увеличении уставного капитала).
Если продолжить цитирование п. 1 ст. 77 ФЗ об АО, цена размещения дополнительных акций должна определяться исходя из рыночной стоимости акций АО. Согласно п. 2 ст. 77 ФЗ об АО, для определения рыночной стоимости может быть привлечен независимый оценщик. Такой подход к определению цены размещения дополнительных акций (как и иных видов стоимости имущества, перечисленного в ст. 77 ФЗ об АО) влечет за собой существенное противоречие, так как рыночная стоимость - это понятие, закрепленное в гражданском праве, и определяется она (согласно ст. 3 ФЗ Об оценочной деятельности") как раз независимым оценщиком. В то же время оценщик может быть привлечен, то есть его привлечение в данном случае не обязательно.
Что касается практики определения цены размещения дополнительных акций - то это, в первую очередь, продукт взаимных договоренностей инвестора и менеджмента (акционеров) АО, а уже во вторую очередь - рыночная стоимость акций АО.
В любом случае ответственность за определение цены размещения лежит (по общему правилу) на совете директоров, и зачастую для того, чтобы разделить" данную ответственность с оценщиком, органы управления АО заказывают такую независимую экспертизу.
Мы не просто так уделяем столько внимания вопросу определения цены размещения дополнительных акций, так как в подавляющем большинстве случаев размер уставного капитала АО никак не коррелирует с размером его активов и финансовым оборотом. Минимальный размер уставного капитала для непубличного АО в настоящее время составляет 10 000 рублей, и, естественно, уже давно не выполняется та функция уставного капитала, которая в него была заложена на заре формирования нормативной базы по АО (согласно п. 1 ст. 25 ФЗ об АО уставный капитал - это минимальный размер имущества, гарантирующий интересы кредиторов). Соответственно, мы можем иметь АО с уставным капиталом в 10 000 рублей, куда планирует прийти потенциальный инвестор со 100 млн. рублей, и эта сумма составляет лишь 20% от имущества общества.
Кроме соотношения планируемых инвестиций к уставному капиталу и имуществу (имущественному состоянию) АО, для потенциального инвестора важным является еще одно условие - контроль за своими вложениями (в т. ч. как акционера). Поэтому мы часто можем видеть пожелания в отношении размера доли участия инвестора в АО, не пропорциональные соотношению размера инвестиций и имеющимся активам АО. То есть, если АО очень нуждается во вливаниях", инвестор может их оценить в более крупный пакет акций, которые он хотел бы получить в обмен на такие вливания".
Как раз расставить все точки над и" в такой многогранной задаче сторонам позволяет правильно подобранная цена размещения акций - это одно из первых звеньев в цепи планирования увеличения уставного капитала АО в пользу инвестора.
В случае если акционеров в АО, которое планирует увеличение уставного капитала, более одного, уже существует вероятность отсутствия кого-либо из акционеров на собрании при принятии решения об увеличении уставного капитала либо вероятность принятия решения против такого увеличения. В таком случае при определении цены размещения дополнительных акций орган АО, за это отвечающий, обязан отдельно оговорить цену для лиц, потенциально обладающих преимущественным правом приобретения дополнительных акций (тех самых акционеров, которые могут не присутствовать на собрании или голосовать против принятия решения об увеличении уставного капитала). Указание на это обстоятельство необходимо исходя из предоставляемой законодательством возможности определить меньшую цену размещения для лиц, обладающих преимущественным правом, чем для инвестора (п. 2 ст. 36 ФЗ Об АО). Тут есть два ограничения:
- такая цена не может быть менее номинальной стоимости уже размещенных акций;
- разница с ценой размещения для инвестора не должна быть более 10%.
Как мы понимаем, в процедуре увеличения уставного капитала под потенциального инвестора вариант с уменьшением цены размещения для преимущественников" не в интересах такого инвестора.
На стадии планирования увеличения уставного капитала менеджменту АО и потенциальному инвестору также нужно учесть еще ряд немаловажных параметров, которые могут отразиться на затратах на проведение процедуры увеличения уставного капитала и изменении контролирующего органа для АО, а именно:
- учесть требования п. 1 ст. 22 ФЗ О рынке ценных бумаг, которыми установлены случаи, когда государственная регистрация дополнительного выпуска ценных бумаг, размещаемых путем подписки, не сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг;
- учесть требования п. 2 и п. 3 Указаний Банка России от 06.08.2014 г. № 3360-У О представлении в Банк России документов для государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, регистрации проспектов ценных бумаг, отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг эмитентов, не являющихся кредитными организациями" (далее также - Указания ЦБ о разграничении полномочий);
- учесть требования ст. 40 Федерального закона от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее также - ФЗ О приватизации).
Первый из перечисленных выше пунктов дает повод в случае имеющихся сопряженных" условий размещения задуматься над возможностью избежать регистрации проспекта ценных бумаг. Это, в первую очередь, дополнительные затраты, связанные с сопровождением эмиссии (т. к. обыденностью в настоящее время является передача сопровождения процедур эмиссии на аутсорсинг профессионалам, тем более когда дело касается формирования настолько сложного документа, как проспект ценных бумаг). Во вторую очередь, для АО, не раскрывавших информацию или раскрывавших ее только в соответствии с гл. 8 Положения о раскрытии информации, это прямой путь к началу полного раскрытия информации в форме сообщений о существенных фактах и ежеквартального отчета, что также ведет к дополнительным затратам и значительному увеличению рисков возможного несоблюдения каких-либо корпоративных процедур.
Второй пункт обращает внимание на параметры увеличения уставного капитала (его разовый объем, суммарный уставный капитал либо лицо, в пользу которого он увеличивается), при которых АО при государственной регистрации дополнительного выпуска переходит из юрисдикции территориального подразделения ЦБ в так называемый федеральный список". Рассмотрение всех документов по эмитентам данного списка занимается центральный аппарат ЦБ (г. Москва). Данный фактор кроме географических (логистических) трудностей для АО также влечет дополнительные расходы, в том числе на аутсорсинг. Выбраться" АО из указанного списка в последующем будет довольно сложно. Исходя из условий, описанных в данной статье, для исключения попадания в федеральный список" внимания заслуживают следующие пункты:
- уставный капитал АО равен или превысил 5 млрд. рублей;
- акции или ценные бумаги, конвертируемые в акции, размещаются посредством закрытой подписки, и их объем выпуска по номинальной стоимости равен или превышает 600 млн. рублей.
Третий пункт заставляет учитывать наличие и размер доли государства (муниципального образования) в уставном капитале открытых (публичных) АО, а также условия возможного ее изменения при увеличении уставного капитала.
Так, при наличии в АО доли государства от 25 до 50% в ходе увеличения уставного капитала доля государства может уменьшаться в случае положительного решения Правительства РФ, органа исполнительной власти субъекта Федерации или органа местного самоуправления, но не менее чем до 25% плюс одна акция. В случае если АО с указанной долей государства входит в перечень стратегических предприятий, то решение о возможном уменьшении доли государства при увеличении уставного капитала АО может принять только Президент РФ и опять же до величины 25% плюс одна акция.
При наличии в АО доли государства свыше 50% в ходе увеличения уставного капитала доля государства может уменьшаться в случае положительного решения Правительства РФ, органа исполнительной власти субъекта Федерации или органа местного самоуправления, но не менее чем до 50% плюс одна акция. Для стратегических АО - только по решению Президента РФ и до размера доли 50% плюс одна акция.
Решение о размещении
Определив (спланировав) необходимые параметры увеличения уставного капитала АО (дополнительной эмиссии) мы вплотную подходим к реализации первого этапа процедуры эмиссии - принятию решения о размещении. Решение об увеличении уставного капитала путем закрытой подписки (под инвестора) принимает общее собрание акционеров большинством в frac34; голосов (п. 3 ст. 39 ФЗ об АО) акционеров, участвующих в собрании акционеров.
При организации проведения общего собрания акционеров, кроме соблюдения самой процедуры, необходима предварительная экспертиза учредительных документов АО на предмет отсутствия ограничений на планируемые действия и указания на достаточное количество объявленных акций соответствующей категории (типа). Зачастую возникает необходимость внесения изменений в устав АО и, соответственно, подготовки проекта таких изменений, а также отражения данного вопроса в повестке дня общего собрания акционеров. Дополнительные вопросы в повестку дня общего собрания акционеров также добавляет отсутствие в АО совета директоров. Вот эти вопросы:
- вопрос об утверждении решения о дополнительном выпуске ценных бумаг;
- вопрос об определении денежной оценки имущества в случае оплаты дополнительных акций имуществом (к нему вернемся несколько позже).
Учитывая то, что в современных реалиях факт проведения собрания (присутствия акционеров и их волеизъявления) должен подтверждаться регистратором АО либо нотариусом (возможно для непубличных АО), любое упущение, связанное с непринятием решения общим собранием акционеров по вопросу, оказывающему влияние на процедуру увеличения уставного капитала, может повлечь за собой временные и финансовые затраты для АО на проведение дополнительного собрания акционеров.
Для того чтобы снизить вероятность проведения дополнительного собрания, в ходе процедур по увеличению уставного капитала также необходимо заранее исследовать планируемую сделку по размещению дополнительных акций инвестору на предмет соответствия признакам крупной сделки (актуально только для размещения привилегированных акций), сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, сделки, одобрение которой требуется в связи со специфическими требованиями учредительных документов как АО-эмитента, так и инвестора (если это юридическое лицо), и при необходимости внести соответствующие вопросы в повестку дня собрания акционеров. У тех, кто проводит процедуру увеличения уставного капитала впервые, часто возникает ситуация, когда вопрос об одобрении встает только на стадии подготовки документов для государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг при заполнении соответствующего раздела отчета, и тогда на проведение полноценного собрания уже не остается времени.
Определившись с повесткой дня собрания, необходимо уделить пристальное внимание проекту решения об увеличении уставного капитала путем подписки (проекту решения о размещении). Он должен соответствовать требованиям, установленным гл. 20 Положения ЦБ О стандартах эмиссии", и обязательно содержать:
- решение об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций;
- количество дополнительно размещаемых акций;
- способ размещения дополнительных акций;
- цену размещения дополнительных акций;
- форму оплаты дополнительных акций;
- круг лиц, среди которых предполагается осуществить размещение ценных бумаг.
Стоит обратить внимание на нюансы определения формы оплаты и круга лиц.
Так, в случае оплаты дополнительно выпускаемых акций денежными средствами возможно решением о размещении предусмотреть возможность такой оплаты путем зачета требований к АО; без этого указания зачет встречных денежных требований при оплате дополнительных акций сделать не удастся (аб. 7 п. 20.2 Положения о стандартах эмиссии).
В случае оплаты неденежными средствами (имуществом) решение о размещении дополнительных акций должно содержать сведения об имуществе, которым могут оплачиваться дополнительные акции (п. 20.19 Положения о стандартах эмиссии). При этом не установлены достаточно четкие критерии сведений об имуществе, которые должны найти отражение в решении об увеличении уставного капитала, и в общем случае достаточно указания на категорию (вид) планируемого к внесению имущества без указания четких характеристик и иных идентификационных признаков.
При указании круга лиц необходимо обеспечить идентификацию инвестора как потенциального приобретателя, причем в соответствии с требованиями нормативных актов таковыми идентификаторами кроме наименования юридического лица либо ФИО физического лица являются ОГРН и ИНН соответственно. Для лиц, являющихся нерезидентами, указанные идентификационные признаки необходимо выбирать индивидуально, исходя из конкретной юрисдикции, в случае если присущие российским компаниям и физическим лицам идентификационные признаки таким лицам не присваивались. Указание паспортных данных физических лиц в настоящее время является неприемлемым в связи с требованиями ФЗ О защите персональных данных".
На этапе принятия решения об увеличении уставного капитала (решения о размещении дополнительных акций) после определения кворума и подведения итогов голосования становится понятен объем дальнейших действий (наличие либо отсутствие преимущественного права приобретения дополнительных акций акционерами, голосовавшими против и не участвовавшими в собрании при решении вопроса об увеличении уставного капитала).
Обойти" преимущественное право удается только АО с небольшим количеством акционеров при совпадении у акционеров взглядов на инвестиционную политику АО. Как правило, находится такой акционер, который своими действиями (бездействием) запускает механизм реализации преимущественного права в ходе процедуры увеличения уставного капитала, и при планировании общих сроков процедур это необходимо обязательно учитывать.
Сразу необходимо отметить то, что АО, раскрывающие информацию в форме существенных фактов, и АО, увеличение уставного капитала которых сопровождается государственной регистрацией проспекта ценных бумаг, обязаны раскрывать информацию на каждом этапе процедуры увеличения уставного капитала (процедуры эмиссии) в соответствии с гл. 6 и гл. 2 Положения о раскрытии информации соответственно.
Процедура государственной регистрации увеличения уставного капитала
Следующим этапом процедуры увеличения уставного капитала является государственная регистрация дополнительного выпуска ценных бумаг (акций). Для этого в соответствии с требованиями Положения о стандартах эмиссии формируется пакет документов и подается вместе с соответствующим заявлением на государственную регистрацию в территориальное подразделение ЦБ (либо центральный аппарат ЦБ) в соответствии с Указаниями ЦБ о разграничении полномочий.
При этом по реквизитам соответствующего территориального подразделения уплачивается государственная пошлина за государственную регистрацию выпуска ценных бумаг. Размер государственной пошлины определен в подпункте 53 пункта 1 ст. 333.33 НК РФ и составляет при подписке 0,2% от номинальной суммы выпуска, но не более 200 000 рублей. Указанная сумма государственной пошлины оплачивается в случае, если государственная регистрация выпуска не сопровождается государственной регистрацией проспекта ценных бумаг (проспект оценен законодателем в 325 000 рублей).
Основным документом в пакете является решение о дополнительном выпуске ценных бумаг. Указанный документ должен быть утвержден советом директоров АО (п. 3.2 Положения о стандартах эмиссии) либо общим собранием акционеров при отсутствии совета, и именно на этом документе проставляются отметки регистрирующего органа о регистрации дополнительного выпуска акций.
Стоит обратить внимание на то, что в настоящее время регистрирующий орган несколько видоизменил требования к комплекту документов, который предоставляется на государственную регистрацию дополнительного выпуска акций путем подписки. Комплектность документов имеет следующие особенности:
- к комплекту документов не нужно предоставлять бухгалтерскую отчетность за последний завершенный финансовый год и квартал (это вытекает из п. 5.4 Положения о стандартах эмиссии), такая обязанность осталась у эмитентов, размещающих путем подписки облигации;
- к комплекту документов не предоставляются распечатки страницы в сети Интернет, ленты новостей и сами сообщения о раскрытии информации на каждом этапе процедуры эмиссии. Вместо этого прикладывается справка о соблюдении требований по раскрытию информации, остальное сотрудники регистрирующего органа могут увидеть в Интернете самостоятельно (п. 22.1 Положения о стандартах эмиссии);
- к комплекту документов (для эмитентов, государственная регистрация дополнительного выпуска акций которых не сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг) дополнительно прилагается справка, подтверждающая присутствие хотя бы одного основания для отсутствия нормативной необходимости в государственной регистрации проспекта ценных бумаг (согласно п. 1 ст. 22 ФЗ О рынке ценных бумаг и п. 1.3 Положения о стандартах эмиссии). Ранее регистрирующий орган самостоятельно проводил такой анализ и данная справка не требовалась.
Тут важно отметить, что существуют нормативно установленные временные пределы для подачи документов для государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг в регистрирующий орган (п. 5.7 Положения о стандартах эмиссии). Данные сроки отсчитываются от даты утверждения решения о дополнительном выпуске ценных бумаг уполномоченным органом АО (по умолчанию советом директоров, а при его отсутствии - общим собранием акционеров) и составляют:
- в случае если государственная регистрация дополнительного выпуска сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг - не позднее 1 месяца;
- в случае если государственная регистрация дополнительного выпуска не сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг - не позднее 3 месяцев.
Срок рассмотрения пакета документов для государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг регистрирующим органом (п. 5.8 Положения о стандартах эмиссии) в настоящее время составляет 20 календарных дней с момента получения документов регистрирующим органом (для дополнительного выпуска, не сопровождающегося регистрацией проспекта ценных бумаг) и 30 календарных дней, если одновременно регистрируется проспект ценных бумаг. Регистрирующий орган в случае обнаружения в документах недостатков, требующих устранения, либо в целях проверки достоверности сведений, содержащихся в документах, вправе приостановить рассмотрение документов, направив эмитенту уведомление о проведении проверки достоверности сведений, содержащихся в документах (п. 5.9 Положения о стандартах эмиссии), или уведомление о приостановлении эмиссии (п. 5.10 Положения о стандартах эмиссии). В уведомлениях эмитенту дается конкретный срок для устранения нарушения и предоставления дополнительных документов или пояснений. Нарушение такого срока или непредставление запрашиваемых документов без соответствующих пояснений является основанием для отказа в государственной регистрации дополнительного выпуска акций и возвращает процедуру увеличения уставного капитала к самой начальной точке.
В случае принятия решения о регистрации АО-эмитенту выдается соответствующее уведомление и 2 экземпляра зарегистрированного решения о дополнительном выпуске ценных бумаг (если государственная регистрация сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг - то еще и 2 экземпляра зарегистрированного проспекта ценных бумаг).
Продолжение статьи читайте в следующем номере журнала.