Реформа приобретения крупных пакетов акций

Правительство поддержало реформу о защите миноритариев, которую предложили более 10 лет назад и дорабатывали в рамках дорожной карты по трансформации делового климата в сфере корпоративного управления, утвержденной в 2020 г.1

ПРЕДЫСТОРИЯ

Во второй половине ХХ века в Англии появился обычай при приобретении публичной компании делать предложение о выкупе не менее 30% акций2. К 1967 г. он был закреплен в Кодексе Сити, который являлся отражением лучшей корпоративной практики. В дальнейшем один из продавцов сделал предложение о продаже менее 30% акций, и покупатель обратился в суд с требованием предоставить ему указанное количество. Суд встал на сторону покупателя, тем самым подтвердив обязательность такого джентльменского обычая.

Первоначальная редакция Закона «Об акционерных обществах»3 также предусматривала схожий механизм, однако он мог быть отменен уставом общества (п. 2 ст. 80 указанного закона), что исключало стимулирование корпоративных поглощений.

В 2004 г. Европейским парламентом и Советом Европейского союза принята Директива о публичных офертах 2004/25/ЕС (далее — тринадцатая директива или Директива), которой регулируются правила смены контроля в акционерных обществах в процессе инвестирования через публичную оферту на выкуп голосующих акций у всех акционеров4. Данная директива основывается на теории «рынка корпоративного управления», которая исходит из того, что поглощения и угроза поглощения оказывают дисциплинарное воздействие на менеджеров и таким образом стимулируют их к более эффективному управлению своими компаниями5. В случае если компания недостаточно использует свой потенциал и ее прибыль может быть больше, инвесторы могут предложить ее выкупить посредством обязательного предложения и добиться повышенных результатов. Такой механизм также стимулирует корпоративные поглощения в целях наибольшей эффективности предприятий.

В 2006 г. прошла реформа в Российской Федерации, авторы которой ориентировались на данную директиву. Основной ее идеей стало появление обязанности у приобретателя более 30, 50, 75% акций публичного общества6 сделать обязательное предложение о выкупе акций у остальных акционеров, а при достижении 95% акций — потребовать продажи оставшихся акций, а миноритарные акционеры могли потребовать купить их акции, если превышен порог в 95%.

Как указано в одном из дел:

«<...> в связи с передачей другому независимому лицу контроля над принятием решений уполномоченными органами акционерного общества. Защита интересов миноритарных акционеров заключается в правовой неопределенности, которую влечет за собой смена контроля над обществом, в виде возможного изменения стратегии и основных направлений в деятельности общества»7, 8.

Смысл такой смены контроля в обществе объясняется тем, что само по себе наличие контроля позволяет извлекать выгоду контролирующему участнику9, а указанные пороги — это частный случай приобретения всех акций общества10.

В статье рассмотрим изменения, внесенные р... ✂