Ликвидация акционерного общества. Часть 2
В первой части статьи, опубликованной в июньском номере журнала[1], были рассмотрены основания ликвидации акционерного общества, особенности принудительной ликвидации, а также три стадии процедуры ликвидации АО проведение общего собрания акционеров, уведомление регистрирующего органа, а также опубликование сообщения о ликвидации, уведомление кредиторов и рассмотрение их требований. Перейдем к следующим этапам.
4) Подготовка и утверждение промежуточного ликвидационного баланса
Подготовка промежуточного ликвидационного баланса
Специальной формы промежуточного ликвидационного баланса ни в ГК РФ, ни в Законе об АО не предусмотрено, однако указано, что в нем должны содержаться следующие сведения (пп. 2 и 4 ст. 63 ГК РФ):
- сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица с указанием его стоимости,
- перечень требований, предъявленных кредиторами,
- результаты рассмотрения указанных требований,
- перечень требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда (независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией).
Обратите внимание, что в промежуточный ликвидационный баланс подлежат включению требования, не оспариваемые сторонами как по праву, так и по размеру. Как следствие, если между сторонами существует спор относительно требования, включая его размер, то это требование в промежуточном ликвидационном балансе отражаться не может (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2014 г. № 18558/13 по делу № А78-7322/2011).
Представляется, что для подготовки промежуточного ликвидационного баланса можно использовать правила, приведенные в Положении по бухгалтерскому учету Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденном Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 г. № 43н. Однако при составлении баланса необходимо обеспечить наличие в нем всех указанных выше сведений. В противном случае подготовленный баланс не может быть квалифицирован в качестве промежуточного ликвидационного баланса (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 10.08.2006 г. по делу № А29-2314/2006а).
Утверждение промежуточного ликвидационного баланса
Для утверждения промежуточного ликвидационного баланса необходимо большинство в три четверти голосов акционеров владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.
Руководитель ликвидационной комиссии уведомляет регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса (п. 3 ст. 20 Закона № 129-ФЗ). Для подготовки уведомлений используется форма N Р15001, о которой уже говорилось в предыдущей статье. Промежуточный ликвидационный баланс прилагается к уведомлению.
В силу п. 4 ст. 20 Закона № 129-ФЗ уведомление не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока:
- установленного для предъявления требований кредиторами;
- вступления в законную силу решения суда или арбитражного суда по требованию, предъявленному к АО;
- окончания выездной налоговой проверки, оформления ее результатов и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки - в случае проведения выездной налоговой проверки.
Инициирование процедуры признания АО несостоятельным (банкротом)
Если в процессе составления промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия придет к выводу, что денежных средств и иного имущества недостаточно для удовлетворения требований кредиторов или имеют место признаки несостоятельности (банкротства) АО, ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица (п. 4 ст. 62, п. 4 ст. 63 ГК РФ, Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 05.12.1997 г. № 23 О применении пунктов 2 и 4 статьи 61 Гражданского кодекса РФ").
В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) ликвидация АО прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Все требования кредиторов рассматриваются в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ О несостоятельности (банкротстве)" (п. 3 ст. 64 ГК РФ).
5) Удовлетворение требований кредиторов АО
Очередность удовлетворения требований кредиторов
Требования кредиторов АО удовлетворяются в порядке очередности, установленной в ст. 64 ГК РФ. При этом требования в рамках каждой очереди, по общему правилу, удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди.
В п. 1 ст. 64 ГК РФ установлена следующая очередность:
- первая очередь - требования граждан:
- перед которыми АО несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей,
- о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения;
- вторая очередь - расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
- третья очередь - расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.
На практике встречаются ситуации, когда налоговые органы уже после начала ликвидации направляют в банк АО поручения на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (ст. 46 НК РФ). Тем не менее, в этом случае поручение, даже если оно было направлено до принятия решения о ликвидации, не исполняется, а требования налогового органа удовлетворяются в порядке очередности, установленной в ГК РФ (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 31.10.2012 г. по делу № А29-4446/2012, Определение ВАС РФ от 27.02.2013 г. № ВАС-1238/13);
- четвертая очередь - расчеты с другими кредиторами.
Обратите внимание, что в п. 6 ст. 23 Закона об АО речь идет и о кредиторах пятой очереди", которых в ГК РФ нет с января 2006 года, так что правила об этих кредиторах применяться не должны.
За пределами приведенной очередности осуществляются следующие расчеты:
- погашение текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации. Эти расчеты осуществляются до удовлетворения требований кредиторов в порядке описанной выше очередности (п. 1 ст. 64 ГК РФ);
- удовлетворение требований кредиторов в части возмещения убытков в виде упущенной выгоды, взыскания неустойки (штрафа, пени), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей. Расчеты производятся после удовлетворения требований всех кредиторов в рамках всех очередей (п. 1 ст. 64 ГК РФ);
- удовлетворение требований по обязательствам, обеспеченным залогом имущества АО. Данные требования удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами. Исключение составляют обязательства перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога. В той части, в которой залога оказалось недостаточно, требования кредиторов удовлетворяются в рамках четвертой очереди (п. 2 ст. 64 ГК РФ).
Порядок удовлетворения требований кредиторов за счет имущества ликвидируемого АО
Как предусмотрено в п. 4 ст. 63 ГК РФ и п. 5 ст. 22 Закона об АО, сначала ликвидационная комиссия использует для расчета с кредиторами денежные средства АО.
Затем, если денежных средств оказывается недостаточно, комиссия осуществляет продажу имущества АО, при условии, что на него допускается обращение взыскания. Продажа имущества осуществляется с торгов. Продажа имущества другим способом может повлечь признание соответствующего договора недействительным (Определение ВАС РФ от 26.02.2008 г. № 1916/08 по делу № А29-688/2007).
Здесь следует обратить внимание на расхождения между нормами ГК РФ и Закона об АО.
- Во-первых, Закон об АО предписывает осуществлять продажу имущества АО с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений, т. е. в соответствии с гл. 9 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ Об исполнительном производстве". Эта норма отражает уже не действующую редакцию ГК РФ - теперь же в нем речь идет просто о торгах, которые могут проводиться в порядке, установленном в ст. 447-449 ГК РФ.
- Во-вторых, в ГК РФ предусмотрено исключение из правила о торгах, которого нет в Законе об АО - имущество стоимостью не более ста тысяч рублей согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу продается без торгов.
Представляется, что приоритет в данном случае будут иметь нормы ГК РФ (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 г. № 99-ФЗ).
В случае недостаточности имущества АО для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков его банкротства ликвидационная комиссия, по общему правилу, обращается в арбитражный суд с заявлением о банкротстве АО (п. 4 ст. 63 ГК РФ).
6) Подготовка и утверждение ликвидационного баланса
В соответствии с п. 6 ст. 63 ГК РФ и п. 7 ст. 22 Закона об АО по завершении расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс. Сколько-нибудь подробных правил его составления в ГК РФ не содержится. Однако, как следует из Постановления Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 г. № 7075/11 по делу № А46-6896/2010, представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в регистрации ликвидации.
Из анализа п. 8 ст. 63 ГК РФ можно сделать вывод, что в ликвидационном балансе должны содержаться сведения об оставшемся после удовлетворения требований кредиторов имуществе АО, которое передается акционерам. Кроме того, как представляется, ликвидационный баланс не должен противоречить данным промежуточного ликвидационного баланса. Расхождение данных, содержащихся в этих балансах, может послужить основанием для отказа в регистрации ликвидации или оспаривания внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.07.2007 г. по делу № А29-4266/2006а).
Для подготовки ликвидационного баланса можно порекомендовать использовать правила, приведенные в Положении по бухгалтерскому учету Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденном Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 г. № 43н. Такой подход поддерживается и судебной практикой (Определение ВАС РФ от 26.02.2008 г. № 1779/08 по делу № А47-446/2007-АК-26).
Ликвидационный баланс утверждается акционерами. Для этого, как и в предыдущих случаях, необходимо большинство в три четверти голосов акционеров владельцев голосующих акций. Несоблюдение процедуры утверждения баланса может привести к признанию регистрации ликвидации недействительной (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15.10.2015 г. № Ф02-5459/2015, Ф02-5472/2015 по делу № А33-18573/2014).
7) Распределение имущества общества между его акционерами
Как уже указывалось выше, в соответствии с п. 8 ст. 63 ГК РФ оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество АО передается, по общему правилу, акционерам. Если между акционерами нет согласия относительно того, кому что должно достаться, спорная вещь продается ликвидационной комиссией с торгов. Обратите внимание, что исключений из этого правила по аналогии с нормой п. 4 ст. 63 ГК РФ о порядке расчетов с кредиторами для имущества стоимостью не более ста тысяч рублей нет.
В ст. 23 Закона об АО установлена следующая очередность расчета с акционерами:
- Первая очередь - выплаты по акциям, которые должны быть выкуплены АО по требованию акционеров при наличии оснований, предусмотренных в ст. 75 Закона об АО.
- Вторая очередь - выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов по привилегированным акциям и ликвидационной стоимости по привилегированным акциям. При этом выплата ликвидационной стоимости по привилегированным акциям определенного типа осуществляется после полной выплаты ликвидационной стоимости по привилегированным акциям предыдущей очереди.
- Третья очередь - распределение имущества АО между акционерами владельцами обыкновенных акций и всех типов привилегированных акций.
Как и в случае с кредиторами, распределение имущества каждой последующей очереди акционеров осуществляется после полного распределения имущества предыдущей очереди.
8) Передача документов АО в архив
Как предусмотрено в ч. 10 ст. 23 Федерального закона от 22.10.2004 г. № 125-ФЗ Об архивном деле в РФ" (Закон № 125-ФЗ) при ликвидации образовавшиеся в процессе деятельности организации документы передаются на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив. Для этого ликвидационная комиссия заключает с соответствующим архивом договор, организует упорядочение документов АО и в таком состоянии передает их на архивное хранение.
К числу документов, передаваемых в архив, относятся следующие:
- архивные документы, включенные в состав Архивного фонда РФ. Под такими документами понимаются архивные документы, прошедшие экспертизу ценности документов, поставленные на государственный учет и подлежащие постоянному хранению (п. 4 ст. 3 Закона № 125-ФЗ);
- документы по личному составу. Под этими документами понимаются архивные документы, отражающие трудовые отношения работника с работодателем (п. 3 ст. 3 Закона № 125-ФЗ);
- архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли. Сроки хранения основных документов АО перечислены в п. 2.1 Положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 16.07.2003 г. № 03-33/пс, а также в Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденном Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 г. № 558.
Из приведенных документов не в полной мере ясно, когда необходимо передавать документы в архив - до или после государственной регистрации ликвидации АО. По мнению автора, это необходимо сделать до выполнения регистрационных действий.
Отдельно следует обратить внимание, что при ликвидации организации некоторые документы передаются не в архив. Так, например, акт о случае профессионального заболевания передается для хранения в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора (п.35 Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 N 967).
9) Государственная регистрация ликвидации АО
Документы, предоставляемые государственному органу
Для регистрации ликвидации необходимо предоставить, как минимум, следующие документы:
- заявление о государственной регистрации по форме N Р16001 Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией", утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 г. № ММВ-7-6/25@;
- ликвидационный баланс.
Кроме того, к заявлению также могут быть приложены (ст. 21 Закона № 129-ФЗ):
- документ об уплате государственной пошлины;
- документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений, перечисленных в пп. 18 п. 2 ст. 6, пп. 2 и 2.1 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 г. № 56-ФЗ О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Если эти два документа не предоставлены, регистрационный орган получает их из иных источников по правилам, описанным в пп. 42 и 46.1 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденного Приказом Минфина России от 22.06.2012 г. № 87н.
Срок государственной регистрации ликвидации
В течение пяти рабочих дней с момента предоставления указанных документов осуществляется государственная регистрация ликвидации (ст.ст. 8 и 22 Закона № 129-ФЗ). Однако в случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки предоставленных сведений, он вправе приостановить регистрацию до дня окончания проверки достоверности этих сведений, но не более чем на один месяц (п. 4.4 ст. 9 Закона № 129-ФЗ).
В этом контексте особый интерес представляет новый элемент процедуры регистрации, который предполагает уведомление заинтересованных лиц о предстоящем включении данных в ЕГРЮЛ, по поводу чего они вправе направить возражения в регистрирующий орган (п. 4 ст. 51 ГК РФ). При этом информация может стать доступной заинтересованным лицам, в числе прочего, через сайт регистрирующего органа в сети Интернет, на котором должна размещаться информация о факте представления документов в регистрирующий орган (п. 3 ст. 9 Закона № 129-ФЗ).
Эта новелла имеет большое практическое значение. Так, например, в случае поступления в регистрирующий орган из суда или арбитражного суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования к АО, регистрация ликвидации не осуществляется до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению (п. 5 ст. 20 Закона № 129-ФЗ).
Более того, если регистрирующий орган придет к выводу, что предоставленные сведения недостоверны, то он может отказать в регистрации ликвидации (п. 3 ст. 51 ГК РФ, п. 4.4 ст. 9 Закона № 129-ФЗ). Так, например, возможна ситуация, когда документы на ликвидацию были поданы без учета задолженности перед одним из кредиторов при том, что ликвидируемое общество о задолженности знало, а кредитор направлял заявление о включении его требований в промежуточный ликвидационный баланс. В этом случае регистрирующий орган может прийти к выводу, что полученный ликвидационный баланс является недостоверным, и отказать в регистрации ликвидации (Постановление Президиума ВАС РФ от 15.07.2014 г. № 4407/14 по делу № А65-9353/2013).
Если же для регистрации будут предоставлены недостоверные сведения, а регистрация ликвидации все же произойдет, то она может быть признана недействительной (Постановление Президиума ВАС РФ от 15.01.2013 г. № 11925/12 по делу № А55-15285/2011).
Завершение ликвидации
Ликвидация АО считается завершенной, а АО - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в ЕГРЮЛ (п. 9 ст. 63 ГК РФ, п. 6 ст. 22 Закона об АО). Подтверждением ликвидации является упоминавшийся в предыдущей статье документ по форме N Р50007. Этот документ передается заявителю не позднее одного рабочего дня с даты регистрации ликвидации (ст. 11 Закона № 129-ФЗ).
В открытый доступ в ЕФРСЮЛ на сайт http://www.fedresurs.ru/ информация о ликвидации поступает не позднее чем в течение пяти дней после внесения этих сведений в ЕГРЮЛ.
Обнаружение имущества ликвидированного АО после ликвидации
Одной из новелл корпоративного права с 1 сентября 2014 года стало появление в ГК РФ инструмента, позволяющего заинтересованным лицам хотя и не обратить ликвидацию вспять, но вернуться к распределению обнаруженного имущества ликвидированного АО. При этом особо оговаривается, что обнаруженным" имуществом могут стать требования ликвидированного АО, возникшие, в числе прочего, из-за нарушения описанной выше очередности для кредиторов, если это привело к недополучению заинтересованным лицом причитающегося ему в полном объеме.
Как предусмотрено в п. 5.2 ст. 64 ГК РФ, в этом случае заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право. Заявление может быть подано в течение пяти лет с момента внесения сведений о прекращении АО в ЕГРЮЛ.
Процедура распределения назначается при наличии средств, достаточных для ее осуществления, и возможности распределения обнаруженного имущества среди заинтересованных лиц. Для осуществления распределения имущества суд назначает арбитражного управляющего.
Распределение обнаруженного имущества осуществляется по правилам ГК РФ о ликвидации юридических лиц, т. е., в числе прочего, с соблюдением очередности, установленной в п. 1 ст. 64 ГК РФ.
В третьей части статьи будут рассмотрены основные правила трудового законодательства при осуществлении ликвидации.
1] Продолжение. Начало см. в №6 (145) за 2016 год.