Ответственность представителей государства в органах управления акционерных компаний с государственным участием. Часть 1

Несмотря на существующую тенденцию в законодательстве и судебной практике на усиление ответственности лиц, входящих в органы управления компаний, за принятые ими решения или действия/бездействие, широко обсуждается снижение ответственности или освобождение от нее представителей государства в органах управления акционерных компаний с государственным участием1.

Наличие доли участия в АО у публично-правового образования, как правило, подразумевает назначение таким публично-правовым образованием своих представителей в коллегиальные органы управления общества (в том числе через реализацию механизма золотой акции"). Такие представители не выражают собственную волю. При этом, исходя из норм российского законодательства и судебной практики, лица, входящие в органы управления, несут персональную ответственность за свои действия и решения в качестве члена органа управления. Данный вывод, например, подтверждается выводами ВАС РФ, изложенными в п. 7 постановления Пленума от 30.07.2013 № 62, где закреплено, что лицо, входящее в органы управления акционерного общества, будет лично нести ответственность за участие в принятии решения, повлекшего негативные последствия для общества, несмотря на то, что такое лицо действовало на основании указаний (или директив) других лиц.

Отсутствие самостоятельности у представителей публично-правового образования и порождает проблему ответственности таких представителей:

  • за нарушения директивы публично-правового образования, в которой содержался вариант поведения представителя в рамках органа управления АО с государственным участием;
  • за принятие органом управления акционерного общества решения, приносящего убытки самому акционерному обществу, если представитель голосовал за принятие такого решения.

Рассмотрим далее указанные проблемы и их возможные решения.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВА В ОРГАНАХ УПРАВЛЕНИЯ АО ПЕРЕД ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Представители публично-правовых образований в органах управления АО действуют на основании указаний публично-правового образования, оформленных в виде директив2. Соответственно, и голосование в органах управления акционерного общества такими представителями осуществляется на основании директив публично-правового образования, без сообразования возможных вариантов голосования с собственной волей. Подобное явление в законодательстве получило название директивное голосование"3, или голосование на основе письменных директив"4.

На сегодняшний день деятельность представителей публично-правовых образований в органах управления хозяйственного общества федерального уровня регулируется постановлением Правительства РФ от 03.12.2004 № 738 (ред. от 03.02.2018, с изм. от 12.09.2019) Об управлении находящимися в федеральной собственности акц... ✂