Вывод имущества через притворные сделки: что изменилось

Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf
Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf
Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf

Вывод активов компании недобросовестным директором — один из ключевых рисков, присущих всякому бизнесу, в том числе и российскому.

В России же, однако, борьба добросовестных участников компании с последствиями реализации такого риска может быть осложнена отсутствием у участников компании всех необходимых инструментов правовой защиты.

Так, типичная схема по выводу активов из общества, о борьбе с которой речь и пойдет в настоящей статье, выглядит следующим образом.

Директор, имея право самостоятельно отчуждать имущество компании, начинает втайне от других участников «перекидывать» имущество компании на баланс фиктивно создаваемых юридических лиц (далее — компания-пустышка), которые впоследствии отчуждают эти активы дальше по цепочке сделок — в пользу третьих лиц (далее — бенефициар).

При этом документы по сделкам, как правило, изготавливаются так, что у внешнего лица создается впечатление, будто бы стороны действительно следуют условиям притворных договоров1. Такое же впечатление может возникать у участников компании, которые по запросу получают от директора соответствующие документы.

Далее, даже если обман директора рано или поздно вскрывается, у участников компании в распоряжении оказывается, к сожалению, не так уж много эффективных правовых средств защиты, направленных на возврат выведенных под видом совершения сделок активов обратно в компанию:

  1. так, иск участника компании к директору о возмещении убытков, причиненных компании, на основании абз. 5 п. 1 ст. 65.2 ГК РФ может быть малоэффективным, когда у директора как ... ✂