Новые правила проверок бизнеса

Новые правила проверок бизнеса

С 1 июля 2021 г. в России была запущена масштабная реформа контроля и надзора — вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Закон № 248-ФЗ).

В рамках реформы планируется внести изменения более чем в 100 нормативных актов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Так, будут скорректированы Закон о персональных данных1, Закон о пожарной безопасности2. Законодатель преследует цель четко изложить предмет контроля и надзора для каждой сферы, определить особенности проведения профилактических и контрольно-надзорных мероприятий, тем самым сделать процесс контроля более прозрачным, гласным и понятным для бизнеса.

Действующий Федеральный закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» будет применяться ограниченно по 31 декабря 2024 г. включительно. Например, в части уведомительного порядка начала ведения отдельных видов бизнеса или в части регулирования контроля в сфере миграции, контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и некоторых других видов контроля (надзора). Отметим, что Закон № 248-ФЗ также не распространяется на налоговый, валютный и таможенный контроль.

«КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ, ПОМИЛОВАТЬ»

В новом законе о контроле и надзоре предпочтение отдается превентивным, а не карательным мерам. Явным лейтмотивом проводимой реформы является снижение административного давления на бизнес, смещение акцентов на профилактику нарушений.

«Стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований» называется в качестве одного из основополагающих принципов контроля. Помимо этого, приоритет профилактических мероприятий над контрольно-надзорными напрямую закреплен в законе. Полный перечень профилактических мероприятий содержится в ст. 45 Закона № 248-ФЗ. С практической точки зрения наибольший интерес вызывают самообследование и профилактический визит.

Самообследование — самостоятельная автоматизированная оценка соблюдения обязательных требований контролируемым лицом. Организации, получившие высокую оценку по итогам самообследования, вправе принять декларацию соблюдения обязательных требований. Срок действия декларации — от одного года до трех лет. Декларация направляется в контролирующий орган, а также может быть использована организацией на своем сайте и в рекламной продукции.

Профилактический визит представляет собой беседу, проводимую очно по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо заочно, путем использования видео-конференц-связи. В рамках профилактического визита организация информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к ее деятельности, о соответствии критериям риска, о возможных контрольных мероприятиях. При этом разъяснения инспектора носят исключительно рекомендательный характер. Однако если будет установлено, что нарушения, выявленные в ходе визита, представляют явную угрозу и могут причинить вред охраняемым законом ценностям, об этом незамедлительно будет уведомлен контролирующий орган и будет поставлен вопрос о необходимости проведения контрольно-надзорных мероприятий.

ОБЕСПЕЧИТЬ СОРАЗМЕРНОСТЬ И ПРОЗРАЧНОСТЬ

Проводимые профилактические и контрольно-надзорные мероприятия, как и предпринимаемые контролирующими лицами действия, должны быть соразмерны характеру нарушений и вреду (ущербу), который причинен или может быть причинен охраняемым законом ценностям. Для обеспечения соразмерности проверок Закон № 248-ФЗ вводит понятие категории риска причинения вреда и выделяет шесть категорий риска — от низкого до чрезвычайно высокого.

Под риском причинения вреда понимается вероятность наступления негативных последствий для общественных интересов. Чем выше категория риска, тем чаще будут проводиться контрольно-надзорные мероприятия. В отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, контрольные мероприятия по общему правилу не проводятся. Если же объект отнесен к категории чрезвычайно высокого риска, проверять его будут не менее одного, но не более двух раз в год.

Стремление законодателя сделать проверки прозрачными и понятными для бизнеса выражается в первую очередь в четкой регламентации видов профилактических и контрольно-надзорных мероприятий, в том числе допустимых действий при проведении проверок. Так, если в рамках контрольно-надзорного мероприятия совершены недопустимые действия, результаты проверки будут признаны недействительными.

С 1 июля 2021 г. функционирует Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. По задумке разработчиков, реестр позволит не только обеспечить информированность бизнеса о проверках и порядке их проведения, но и повысить эффективность и рациональность контрольно-надзорной деятельности в целом.

Контролирующие лица должны будут вносить в реестр сведения о совершаемых действиях в рамках проверок, о принятых решениях. Помимо этого, Закон № 248-ФЗ запрещает проведение любого контрольно-надзорного мероприятия, информация о котором заранее — до начала проверки — не была включена в реестр. Таким образом, технически исключается возможность вносить сведения о проверках «задним числом».

КУРС НА ЦИФРОВИЗАЦИЮ

Переход проверок в онлайн проявляется сразу в нескольких аспектах.

Во-первых, планируется фиксировать в электронном виде все взаимодействие контролируемых лиц с инспекторами. Так, инспекторы будут составлять документы в электронном виде и заверять их квалифицированной электронной подписью. Контролируемые лица также должны будут в электронном виде направлять документы в адрес органов контроля и надзора. В переходный период — до 31 декабря 2023 г., — если электронная связь невозможна, допускается обмен документами и сведениями на бумажных носителях.

Во-вторых, по успешному опыту дистанционных проверок, проведенных за период действия коронавирусных ограничений, Закон № 248-ФЗ предусматривает возможность проводить контрольную и мониторинговую закупки, инспекционный визит, а также выездную проверку посредством аудио- или видеосвязи.

В-третьих, досудебный порядок обжалования будет возможен только через «Госуслуги» и аналогичные региональные порталы. Подробнее об этом нововведении расскажем далее.

ВАЖНО: ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДКЕ ОБЖАЛОВАНИЯ

Для обжалования действий контролирующих лиц жалобу необходимо будет подавать в уполномоченный орган в электронном виде через портал «Госуслуги» или аналогичные региональные порталы. Если жалоба подается гражданином, то она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.

Если жалоба содержит сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, согласно Закону № 248-ФЗ она не может быть подана через электронные порталы. Порядок подачи таких жалоб будет определяться специально положением о виде контроля.

Сроки обжалования в досудебном порядке варьируются в зависимости от предмета жалобы:

  • решения контрольного органа, действия (бездействие) его должностных лиц могут быть обжалованы в течение 30 календарных дней со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав;
  • предписания контрольных органов могут быть обжалованы в течение 10 рабочих дней с момента получения такого предписания.

Еще одно нововведение — обязательное досудебное обжалование — по общему правилу вступает в силу с 1 января 2023 г. Однако есть виды федерального государственного контроля, в отношении которых обращение в суд невозможно без предварительного досудебного обжалования уже с 1 июля 2021 г. Полный перечень закреплен в постановлении Правительства РФ от 28.04.2021 № 663. Среди них называются, например:

  • пожарный надзор;
  • санитарно-эпидемиологический надзор;
  • надзор в области промышленной безопасности;
  • контроль за деятельностью аккредитованных лиц;
  • контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Требование об обязательном досудебном обжаловании не распространяется на граждан, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность.

РЕКОМЕНДАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

Основываясь на анализе Закона № 248-ФЗ, можно прийти к положительным прогнозам. Предложенные изменения в действительности позволят снизить административную нагрузку на бизнес, сделать проверки более прозрачными и понятными для контролируемых лиц, перевести фокус с наказания за нарушения на профилактику их совершения.

Субъектам предпринимательской деятельности мы в первую очередь рекомендуем зарегистрироваться на портале «Госуслуги» и получить усиленную квалифицированную электронную подпись. Это позволит вовремя защитить свои права при досудебном обжаловании результатов проверки.

Также мы советуем ознакомиться с основными положениями Закона № 248-ФЗ и отслеживать изменения нормативных актов, которые будут постепенно происходить в сфере контроля и надзора. 1 июля 2021 г. — это лишь отправная точка реформы.

Помимо этого, необходимо учитывать, что в приоритете — стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований. Контролируемые лица могут проходить независимую оценку, выступать членами саморегулируемых организаций, проводить самообследование или заключать договор страхования рисков причинения вреда. Все перечисленные действия позволят законно избежать планового визита контролирующих органов.