НОВАЦИИ В РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОЦЕДУРЫ СОЗДАНИЯ КОМПАНИИ
В последнее время принято большое количество поправок в законодательные акты, касающиеся функционирования юридических лиц. В связи с этим мы бы хотели рассмотреть основные нововведения, имеющие отношение к процедуре создания компании.
Отметим, что незнание новых правил и норм может привести к тому, что владельцы и руководители компаний столкнутся не только с отказами в государственной регистрации юридических лиц, но и с трудностями в дальнейшей их работе, что повлечет за собой трату лишнего времени, денег и нервов. Приведенный материал поможет во всеоружии встретить грядущие перемены и сэкономить не один день и без того всегда занятому предпринимателю.
В процедуре создания компании мы выделяем три основных этапа:
- Подготовка документов для регистрации компании.
- Процедура регистрации.
- Пострегистрационные мероприятия, необходимые для ввода компании в работу.
Для простоты изложения и лучшего понимания приведем новации, о которых пойдет речь в настоящем материале, с разбивкой по указанным этапам.
Стадия I. Подготовка документов для регистрации компании:
- Изменен порядок оплаты уставного капитала общества с ограниченной ответственностью при его учреждении.
- Введена субсидиарная ответственность участников общества по его обязательствам, возникшим до момента полной оплаты уставного капитала.
- При оплате уставного капитала неденежным вкладом (имуществом, интеллектуальной собственностью и т. д.), независимо от размера вклада, обязательна оценка независимого оценщика.
- Вводится возможность использования типовых уставов юридических лиц.
- В уставах впредь не требуется указывать полный адрес места нахождения юридического лица.
Стадия II. Процедура регистрации:
- Подавать и получать документы из регистрирующего органа с помощью представителя стало возможно лишь по нотариальной доверенности.
- При первичной регистрации юридического лица (неважно, ООО ли это, АО и т. д.) в случае личной явки заявителя в регистрирующий орган нотариальное заверение заявления не требуется.
- При получении зарегистрированных документов из регистрирующего органа выписку из ЕГРЮЛ больше не выдают.
Стадия III. Пострегистрационные мероприятия:
- Вводится понятие внутренний регламент".
- Вводится понятие корпоративный договор".
- Отменена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей уведомлять налоговые органы и фонды (ФСС, ПФР) об открытии (закрытии) счетов в банке.
- Все акционерные общества обязаны передать ведение реестра акционеров специализированным регистраторам.
Стадия I. Подготовка документов для регистрации компании.
1. Изменен порядок оплаты уставного капитала общества с ограниченной ответственностью при его учреждении (ст. 16 ФЗ Об обществах с ограниченной ответственностью". Изменение вступило в силу 05.05.2014 г).
Ранее уставный капитал должен был быть оплачен не менее чем наполовину на момент регистрации общества. Неоплаченная часть подлежала оплате в течение первого года деятельности.
Теперь требование о предварительной оплате отменено. Но срок для полной оплаты сокращен. Учредители общества обязаны полностью оплатить свои доли уставного капитала в течение 4-х месяцев после регистрации ООО (если меньший срок не предусмотрен договором или решением об учреждении общества).
Важно отметить, что для акционерных обществ порядок оплаты уставного капитала не изменился: акции общества должны быть полностью оплачены в течение года с момента государственной регистрации общества, если меньший срок не предусмотрен договором о создании общества. При этом 50 процентов акций должны быть оплачены в течение трех месяцев с момента государственной регистрации. Указанный порядок регулирует статья 34 ФЗ Об акционерных обществах". |
Указанное нововведение внесло ясность в процесс создания юридического лица в этой части. Ранее приходилось сталкиваться с отказами в государственной регистрации в связи с неоднозначным отношением налоговых органов к предварительной оплате. Одни инспекции допускали отсутствие оплаты, другие однозначно отказывали, если подтверждения оплаты не было, третьи то пропускали, то отказывали (в целом была неразбериха в работе как инспекторов, так и юристов-регистраторов).
2. Введена субсидиарная ответственность участников общества по его обязательствам, возникшим до момента полной оплаты уставного капитала (п. 4 ст. 66.2 Гражданского кодекса РФ. Изменение вступило в силу с 01.09.2014 г.).
Считаем этот раздел достаточно важным. Поэтому для более полного понимания приведем дословно пункт 4 статьи 66.2 ГК РФ: В случаях, если в соответствии с законом допускается государственная регистрация хозяйственного общества без предварительной оплаты трех четвертей уставного капитала, участники общества несут субсидиарную ответственность по его обязательствам, возникшим до момента полной оплаты уставного капитала".
Напомним, что субсидиарная ответственность участников - это финансовая ответственность в размере всей непогашенной задолженности компании перед кредиторами и уполномоченными органами. Субсидиарная ответственность в основном имеет место в процедуре банкротства. Привлечь участников к такой ответственности не всегда легко.
Тем не менее, наш совет на этапе регистрацию юридического лица - быстрее оплатить уставный капитал: возможно, это вам пригодится (особенно если это ваше первое юридическое лицо и нет большого опыта ведения предпринимательской деятельности).
3. При оплате уставного капитала неденежным вкладом (имуществом, интеллектуальной собственностью и т. д.), независимо от размера вклада, обязательна оценка независимого оценщика (п. 2 ст. 66.2 Гражданского кодекса РФ. Изменение вступило в силу с 01.09.2014 г.).
Указанное нововведение распространяется как на общества с ограниченной ответственностью, так и на акционерные общества. |
Ранее действовало следующее правило: оценка проводится только в том случае, если стоимость имущества превышает 20 000 рублей.
С 1 сентября 2014 года любое имущество, вносимое в уставный капитал, будет подлежать независимой оценке вне зависимости от его стоимости. Также увеличивается срок привлечения к ответственности участников (акционеров) и оценщика с 3-х до 5-ти лет с момента государственной регистрации общества в случае недостаточности имущества общества по его обязательствам в пределах суммы завышения оценки.
4. Вводится возможность использования типовых уставов юридических лиц (п. 2 ст. 52 Гражданского кодекса РФ. Изменение вступило в силу с 01.09.2014 г.).
Также, согласно обновленной статье 52 ГК РФ (вступило в силу с 01.09.2014 г.), единственным учредительным документом любого юридического лица признается устав. Лишь у хозяйственных товариществ таким документом является учредительный договор. |
По предварительным данным, будет несколько вариантов типовых уставов (в зависимости от структуры управления обществом и других положений) и они будут выкладываться на сайте Минэкономразвития.
На момент регистрации юридического лица учредителям нужно определить, будет ли использоваться типовой устав либо свой" - индивидуальный. Если предполагается использовать типовой устав, то в заявлении на регистрацию нужно будет указать подходящий вариант. В дальнейшем он будет отражаться в ЕГРЮЛ.
Таким образом, в случае если общество выбрало работу по типовому уставу, любой контрагент может ознакомиться с положениями устава, просто зайдя на официальный сайт. Процесс проверки контрагента в части определения прав его должностных лиц станет немного проще.
Если вы не используете типовой устав, то на момент подготовки документов для регистрации юридического лица следует уделить внимание разработке своего персонального" устава. Связано это с тем, что в законодательные акты внесено достаточно много изменений, которые должны найти свое отражение в уставе. Несоответствие устава действующему законодательству может повлечь за собой отказ в регистрации, а также проблемы в процессе работы.
5. В уставах впредь не требуется указывать полный адрес места нахождения юридического лица (п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса РФ. Изменение вступило в силу с 01.09.2014 г.).
Отметим, что полный адрес также можно указывать в уставе - это не запрещено, а оставлено на усмотрение учредителей. |
Теперь в уставах достаточно только указывать наименование населенного пункта. Например, г. Москва, г. Зеленоград".
Приведем несколько плюсов использования краткого" указания юридического адреса:
- исчезает необходимость изменения устава компании в части места нахождения в случаях смены юридического адреса в пределах одного населенного пункта;
- в случае переезда компании в пределах этого же населенного пункта вносить изменения необходимо будет только в Единый государственный реестр юридических лиц;
- так как устав не меняется, отпадает необходимость уведомлять банки, контрагентов и другие инстанции, а также предоставлять копии уставов;
- компания экономит денежные средства при внесении изменений (внести изменения в ЕГРЮЛ дешевле, чем внести изменения в устав).
Стадия II. Процедура регистрации
1. Подавать и получать документы из регистрирующего органа с помощью представителя стало возможно лишь по нотариальной доверенности (п. 1 ст. 9 ФЗ № 129-ФЗ О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Изменение вступило в силу 05.05.2014 г.).
Ранее указанные действия совершались на основании обычной доверенности от компании.
Отдельно отметим, что каждый заявитель вправе лично подать и получить документы - в этом случае доверенность не требуется.
Если вы решили действовать через представителя, приведем несколько рекомендаций:
Затраты на изготовление доверенности. Средняя стоимость нотариальной доверенности составляет 1500-2000 руб. Если доверенность выдается несколькими доверителями или в нее включаются несколько поверенных, ее стоимость увеличивается в среднем на 100-200 руб. за каждого. |
- При создании юридического лица, если учредителей несколько, доверенность лучше сделать единую" - от всех учредителей сразу (это будет дешевле).
- Укажите в доверенности несколько доверенных лиц во избежание неприятных ситуаций, когда кто-то из поверенных заболел или не имеет возможности получить документы в указанный регистрационным органом день.
- При оформлении доверенности сразу оформите несколько ее нотариальных копий (как минимум, 2 экземпляра - на подачу и на получение документов).
- Представляйте в регистрационный орган только копии доверенности. Оригинал можно предъявить, но отдавать не следует.
2. При первичной регистрации юридического лица (неважно, ООО ли это, АО и т. д.) в случае личной явки заявителя в регистрирующий орган нотариальное заверение заявления не требуется (п. 1.2 ст. 9 ФЗ № 129-ФЗ О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Изменение вступило в силу 05.05.2014 г.).
В этом случае в налоговый орган необходимо явиться всем учредителям лично, как для подачи документов, так и для получения.
Во время сдачи документов заявление о регистрации подписывается всеми учредителями непосредственно в налоговом органе (не требует нотариального заверения).
При проведении регистрационных действий указанным способом обращаться к нотариусу не нужно - этот этап исключается.
3. При получении зарегистрированных документов из регистрационного органа выписку из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) больше не выдают (Приказ Минфина РФ от 22.06.2012 г. № 87н Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" (в ред. Приказа Минфина России от 26.12.2013 г. № 139н). Изменение вступило в силу 11.05.2014 г.).
На наш взгляд, это главный минус введенных новаций. Приведем возможные негативные последствия:
- при открытии расчетного счета банки все также требуют выписку из ЕГРЮЛ;
- при внесении изменений в устав юридического лица многие нотариусы требуют выписку из ЕГРЮЛ;
- при получении лицензий, вступлении в СРО, сертификации и т. д. соответствующие органы требуют выписку из ЕГРЮЛ;
- контрагенты также могут попросить выписку из ЕГРЮЛ, подтверждающую факт регистрации компании либо актуальность директора, владельцев.
В целом можно сказать, что на данный момент выписка из ЕГРЮЛ является достаточно важным документом для функционирования юридического лица.
Стадия III. Пострегистрационные мероприятия
1. Вводится понятие внутренний регламент" (п. 5 ст. 52 Гражданского кодекса РФ. Изменение вступило в силу с 01.09.2014 г.).
Внутренний регламент является внутренним документом юридического лица, где учредители (участники) закрепляют существующие корпоративные отношения.
Внутренний регламент не предъявляется в регистрирующий орган и может быть утвержден участниками после регистрации компании.
На сегодняшний день законодательством не ограничено, какие именно корпоративные отношения могут быть регламентированы в этом документе, поэтому предположим, что участники (учредители) юридического лица могут установить этот перечень по их усмотрению.
2. Вводится понятие корпоративный договор" (ст. 67.2 Гражданского кодекса РФ. Изменение вступило в силу с 01.09.2014 г.).
Новая статья определяет общие положения о корпоративных договорах.
Ранее к таким договорам относилось, например, акционерное соглашение, заключаемое между акционерами, но оно актуально только для акционерных обществ. |
В ней указано, что все или некоторые участники хозяйственного общества вправе заключить между собой договор об осуществлении своих корпоративных прав - корпоративный договор.
Договором может регулироваться, в частности, право:
- голосовать определенным образом на общем собрании участников общества;
- согласованно осуществлять иные действия по управлению обществом;
- приобретать или отчуждать доли (акции) в его уставном капитале по определенной цене и (или) при наступлении определенных обстоятельств либо воздерживаться от отчуждения доли (акций) до наступления определенных обстоятельств.
Ввиду отдельного закрепления норм о корпоративных договорах участники ООО и АО смогут заключить такое соглашение, которое не только предоставит им дополнительные права и выбор наиболее подходящего для них способа управления компанией, но и позволит признать совершенные в нарушение этого договора сделки и решения общих собраний недействительными.
Корпоративный договор может предусмотреть иной объем правомочий участников непубличного хозяйственного общества, отличный от традиционного объема правомочий - пропорционально долям в УК общества. Здесь потребуется внести сведения о наличии такого договора и о предусмотренном им объеме правомочий участников общества в Единый государственный реестр юридических лиц (ст. 66 ГК РФ).
Интересно, что в соответствии с п. 9 ст. 67.2 ГК РФ кредиторы общества смогут заключить с участниками такое соглашение, по которому участники, например, обязуются до наступления определенных обстоятельств воздержаться от отчуждения своих долей (акций).
3. Отменена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей уведомлять налоговые органы и фонды (ФСС, ПФР) об открытии (закрытии) счетов в банке (Федеральные законы № 52-ФЗ и № 59-ФЗ от 02.04.2014 г. Изменение вступило в силу 01.05.2014 г.).
Соответственно, штрафов за неуведомление об открытии (закрытии) расчетных счетов больше нет.
4. Все акционерные общества обязаны передать ведение реестра акционеров специализированным регистраторам (Федеральный закон № 142-ФЗ от 02.07.2013 г. Требование вступило в силу с 01.10.2014 г.).
Ранее акционерные общества с количеством акционеров менее 50 могли вести реестр самостоятельно.
К сведению: за непередачу реестра акционеров регистратору предусмотрена ответственность в виде дисквалификации руководителя АО и штрафа в отношении общества в размере от 700 000 руб. до 1 000 000 руб. |
Как показывает наш опыт, зачастую такие АО формально подходили к ведению реестра, либо вообще его не вели (несмотря на то, что за это предусмотрены огромные штрафы).
Средняя стоимость услуг регистраторов по ведению реестра на текущий момент составляет от 2 000 до 10 000 руб. в мес., а любые действия по реестру (выписки, продажа акций и т. д.) оплачиваются дополнительно (с ценами можно ознакомиться на сайте любого регистратора). Также нужно осуществить единовременный платеж регистратору за вступление" (формирование реестра) - порядка 7 000-10 000 руб.
Перечислим сложности, с которыми можно столкнуться в процессе перехода к реестродержателю:
1) Реестр акционеров велся неправильно, не в полном объеме.
Стандартный реестр включает в себя правила ведения реестра акционеров, регистрационный журнал, журнал учета входящих документов, лицевые счета, иные документы. |
В этом случае регистратор попросит его восстановить. Это можно сделать самостоятельно либо заказать услугу по восстановлению непосредственно у регистратора. Обзвонив несколько реестродержателей, мы убедились, что эта услуга оценивается ими достаточно дорого, а порой и очень дорого. Связано это с большим объемом желающих и монопольной позицией - регистраторов на текущий момент не так уж много.
2) В акционерном обществе не проведена эмиссия акций.
В этом случае регистратор не сможет принять у вас реестр до устранения данного нарушения.
Обзвонив несколько реестродержателей с целью определения ценовой политики на проведение эмиссии акций, мы выяснили, что стоимость услуги в части первичной регистрации составляет порядка 40 000-50 000 руб., дополнительной эмиссии - от 150 000 руб. Как компания, оказывающая соответствующие услуги, можем отметить, что это очень дорого!
Несколько заключительных рекомендаций:
- Для начала нужно определиться, есть ли у вас острая необходимость иметь акционерное общество. Если такой необходимости нет, то компанию можно либо ликвидировать, либо реорганизовать в ООО.
- В случае если вам необходимо сохранить акционерное общество, прежде чем идти к регистратору для заключения договора на обслуживание, следует удостовериться, что у вас ведется реестр акционеров и зарегистрирована эмиссия акций. Если этого нет, следует восстановить реестр и зарегистрировать эмиссию акций самостоятельно. Такой порядок будет более выгоден.
Глядя на все многообразие рассмотренных изменений, нам приятно осознавать, что наше государство старается принять все возможные меры для искоренения спорных вопросов, сложных и неурегулированных ситуаций, возникающих не только в процессе создания компании, но и в процессе ее дальнейшего функционирования.
Благодаря оптимизации процедур по представлению документов в уполномоченные органы работа российских компаний и предпринимателей будет более четкой и понятной.
Все изменения уже давно востребованы реалиями ведения бизнеса. Надеемся, что они будут способствовать не только повышению" позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса (со 120-й в 2011 году до 50-й - в 2015 году и до 20-й - в 2018 году", как постановил Президент В.В. Путин в своем Указе от 05.07.2012 г. О долгосрочной государственной экономической политике"), но и действительно обеспечат устойчивость экономического роста, увеличат реальные доходы граждан Российской Федерации, а российская экономика достигнет технологического лидерства.