Модели корпоративного управления и их применение в современной России
Интерес российского бизнеса к вопросам развития и формирования систем корпоративного управления в последние десятилетия неуклонно возрастает. Уже давно не секрет, что компании, грамотно выстроившие систему корпоративного управления, имеют значительные преимущества в сравнении с теми, кто пренебрегает стандартами и принципами эффективного корпоративного управления и его лучших практик.
Указанные темы являются предметом оживленных дискуссий и научно-практических исследований, целью которых является поиск и выработка практических рекомендаций и подходов к формированию и применению систем корпоративного управления в современных условиях.
Принимая во внимание тот факт, что на сегодняшний день законодательно определенный термин «корпоративное управление» отсутствует, постараемся дать ему определение, руководствуясь Принципами OECD/ G20, где под корпоративным управлением понимается система взаимоотношений между менеджментом компании, ее советом директоров, акционерами и иными заинтересованными лицами1.
Таким образом, корпоративное управление имеет своей основной целью выработку такой схемы, модели, принципов и правил взаимодействия между всеми ее субъектами (акционерами, советом директоров, топ-менеджментом, сотрудниками и т.д.), которые позволили бы достичь оптимального баланса интересов всех участников и сохранить его в процессе ведения компанией своей предпринимательской деятельности. Достижение указанной цели приводит к почти идеальной работе бизнеса, что на практике достигается очень редко. Однако структурированность и организованность этого процесса в итоге приводит к ожидаемым позитивным результатам.
Традиционно система управления компанией представляла собой двухуровневую систему, при которой контроль оставался в руках собственника бизнеса, а задачи по достижению компанией финансовых и экономических результатов передавались профессиональным управленцам (менеджерам). Но со временем цели и задачи корпоративного управления сильно изменились и расширились.
Эффективное корпоративное управление теперь выступает гарантом четкого разделения полномочий и зон ответственности основных органов управления корпорации (общего собрания участников/акционеров, совета директоров и исполнительных органов), минимизации риска возникновения корпоративных конфликтов, наличия системы контроля и комплаенса, достоверности и объективности результатов финансово-хозяйственной деятельности компании, ее рыночной капитализации и инвестиционной привлекательности и пр.
Помимо этого, система корпоративного управления призвана учитывать особенности законодательного, государственного регулирования, а также ментальные, исторические и социально-культурные особенности той страны, на территории которой данная компания создана и ведет свою деятельность.
Принято выделять три основные модели корпоративного управления, сформировавшиеся по типу ведения ... ✂
Платный контент
Полная версия публикации доступна только подписчикам.