Залогодержатель проголосовал против принятия решения, влекущего право требовать выкупа акций

Вопрос: Залогодержатель проголосовал против принятия решения, влекущего право требовать выкупа акций, или не принимал участия в голосовании.

Возникает ли право требовать выкупа заложенных акций и у кого: у акционера или залогодержателя?

На вопрос читателей журнала "Акционерное общество" отвечает эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ, кандидат юридических наук Гентовт Ольга

 В соответствии с п. 1 ст. 358.17 ГК РФ договором залога ценной бумаги может быть предусмотрено осуществление залогодержателем всех или некоторых прав, принадлежащих залогодателю и удостоверенных заложенной ценной бумагой.

В силу п. 2 ст. 358.17 ГК РФ залогодержатель осуществляет заложенные права от своего имени.

В соответствии с п. 8 ст. 51.6 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг) если условием договора залога ценных бумаг предусмотрено, что права по заложенным ценным бумагам осуществляет залогодержатель, запись об обременении должна содержать информацию об этом. В таком случае в список лиц, осуществляющих права по ценным бумагам, включается информация о залогодержателе, который осуществляет указанные права от своего имени.

Согласно п. 2.21 положения Банка России от 16 ноября 2018 г. N 660-П "Об общих собраниях акционеров" в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании, включается залогодержатель акций общества, если акции общества, предоставляющие акционерам - их владельцам право голоса по вопросам, включенным в повестку дня общего собрания, являются предметом залога и условиями договора залога таких акций предусмотрено, что права по заложенным акциям (право голоса по заложенным акциям) осуществляет залогодержатель.

Как следует из п. 1 ст. 51 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО) список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, составляется в соответствии с правилами законодательства Российской Федерации о ценных бумагах для составления списка лиц, осуществляющих права по ценным бумагам. Согласно п. 1 ст. 8.7-1 Закона о рынке ценных бумаг список лиц, осуществляющих права по ценным бумагам (список лиц, имеющих право на участие в общем собрании владельцев ценных бумаг, список лиц, имеющих преимущественное право приобретения ценных бумаг, и другое), составляется держателем реестра или лицом, осуществляющим централизованный учет прав на ценные бумаги, по требованию эмитента (лица, обязанного по ценным бумагам), а также лиц, которые в соответствии с федеральным законом имеют право требовать составления такого списка.

Таким образом, полагаем, что в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании, должен быть включен именно залогодержатель, осуществляющий право голоса по ценным бумагам, а не акционер - залогодатель. Косвенно данный вывод подтверждается постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2022 г. N 10АП-1535/22 по делу N А41-44123/2021.

Как следует из вопроса, залогодержателю акций передано право голоса по всем акциям, находящимся в залоге.

Вместе с тем, как следует из п. 5 ст. 51.6 Закона о рынке ценных бумаг, лицу, в пользу которого установлено обременение, не может быть передано право распоряжения ценными бумагами, в отношении которых установлено обременение, в том числе право предъявлять эмитенту или лицу, обязанному по ценным бумагам, требования о выкупе, приобретении или погашении указанных ценных бумаг, за исключением случаев, установленных федеральным законом или договором.

Таким образом, если договором о залоге не предусмотрено иное, залогодержателю не передается право предъявления эмитенту требования о выкупе или приобретении ценных бумаг.

Данная норма коррелирует с общими положениями о залоге, которые, во-первых, не наделяют и не позволяют наделить залогодержателя правом отчуждать заложенное имущество от своего имени (п. 5 ст. 346 ГК РФ), а, во-вторых, обязывают залогодержателя не совершать действия, которые могут повлечь утрату заложенного имущества или уменьшение его стоимости, и принимать меры, необходимые для обеспечения сохранности заложенного имущества (подп. 3 п. 1 ст. 343 ГК РФ). Нарушение данной обязанности влечет за собой возникновение у залогодателя права потребовать досрочного прекращения залога (п. 3 ст. 343 ГК РФ).

Отметим также, что условиями договора залога может быть предусмотрена обязанность залогодержателя согласовывать с залогодателем свое голосование по таким вопросам. В случае нарушения таких обязанностей залогодержатель несет перед залогодателем ответственность, предусмотренную законом и договором, а залогодатель вправе требовать в судебном порядке прекращения права залога (абзац 2 п. 2 ст. 358.17 ГК РФ).