Российское корпоративное управление на перепутье: что день грядущий нам готовит?

Как и в других сферах российской экономики, в корпоративном управлении многое поменялось в последние месяцы. Геополитическая турбулентность, масштабные иностранные санкции и ответные меры российских государственных органов, новые деловые практики российских и иностранных компаний существенно сместили представления участников рынка о хорошем и плохом, о должном и недолжном. При этом остается неясным, насколько временными являются эти изменения, или же они пришли к нам всерьез и надолго, и по каким направлениям будет идти дальнейшее развитие корпоративного управления.

Пока что можно говорить о наблюдающемся тренде на упрощение корпоративного управления (далее — КУ) и об отказе (пока что временном) от ряда лучших практик в этой сфере под лозунгами повышения эффективности функционирования компаний и снижения их издержек, а также контрсанкционных мер. Речь идет как об изменениях в нормативной базе, так и о практике компаний.

Баланс сил основных стейкхолдеров в российской системе КУ в текущей ситуации меняется. Резко сокращается роль иностранных инвесторов, как крупных прямых, так и портфельных (радикальный вариант — уход таковых из России, когда им будет позволено уйти, и отсутствие притока новых). Снижается и влияние российских миноритарных акционеров, и раньше незначительное. Резко возрастает роль государства. Пока неясно, как будет меняться статус советов директоров, но видно, что возрастает значение менеджмента.

Ключевыми сферами изменений являются раскрытие и предоставление информации, корпоративные права акционеров, права собственности на ценные бумаги, а в перспективе также функционирование советов директоров и роль независимых директоров.

РАСКРЫТИЕ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Еще в 2017 г. в качестве контрмеры против санкций в отношении российских компаний и отдельных бизнесменов были приняты поправки в Федеральный закон «Об акционерных обществах» (ст. 92.2; далее — закон об АО) и Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» (п. 6 ст. 30.1), позволяющие ограничить объем раскрываемой компаниями информации по решению Правительства РФ. Оно получило право определить случаи, в которых АО вправе осуществлять раскрытие и (или) предоставление информации в ограниченных составе/объеме, перечень информации, которую общество вправе не раскрывать/не предоставлять, а также лиц, информация о которых может не раскрываться/не предоставляться (соответствующая информация при этом должна направляться компанией в Банк России).

12 марта 2022 г. было принято постановление Правительства РФ № 351 «Об особенностях раскрытия и предоставления в 2022 г. информации, подлежащей раскрытию и предоставлению в соответствии с требованиями Федерального закона «Об акционерных обществах» и Федерального закона «О рынке ценных бумаг»...». В соответствии с ним компании получили возможность по ... ✂