ПРИЗНАКИ БАНКРОТСТВА И ПОСЛЕДСТВИЯ ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ

В современном быстро меняющемся мире рыночных отношений субъекты предпринимательской деятельности могут столкнуться с такими финансовыми трудностями, что возникает разумный вопрос о целесообразности дальнейшего развития бизнеса. Нередки случаи неспособности должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (банкротство). Чаще всего эта участь постигает новые организации, которые находятся лишь на первых стадиях формирования своих активов, однако финансовые проблемы могут затронуть и предприятия с уже сформировавшейся политикой ведения бизнеса. Именно для решения таких ситуаций и разрабатывался институт несостоятельности (банкротства), призванный урегулировать отношения между кредиторами и должниками, оперируя различными процедурами, применяемыми в делах о банкротстве.

Институт банкротства, как и любой другой отраслевой институт, обладает определенным набором признаков, только при наличии которых у субъекта мы можем говорить об актуальности применения к нему процедуры банкротства.

Основным признаком банкротства является неспособность юридического или физического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Данный признак дифференцируется Федеральным законом от 26.10.2002 г. №127­ФЗ О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон) по субъектному составу. Если в роли должника выступает юридическое лицо, такой субъект считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с наступления даты, когда они должны были быть исполнены. Что же касается должника-­гражданина, то для признания его банкротом в дополнение к названному критерию, относящемуся к юридическим лицам, добавляется еще один - необходимо, чтобы сумма кредиторской задолженности и (или) задолженности по обязательным платежам превысила стоимость принадлежащего ему имущества.

Различия в подходах к определению оснований банкротства физических и юридических лиц предопределяются самой сутью отношений, в которых они участвуют. Коммерческий оборот, активными участниками которого являются юридические лица, прежде всего коммерческие организации, предполагает процедуры, направленные на быстрое разрешение затруднений, отсутствие излишних формальностей, что соответствует интересам как кредиторов, так и экономики в целом. Потребительский оборот, в отличие от коммерческого, характеризуется противоположными качествами, допускающими неспешное" установление состояния имущества гражданина-­должника в целях признания (или отказа в признании) его банкротом. Это также следует рассматривать как дополнительную гарантию прав и законных интересов граждан.

Однако сказанное выше и закрепленное в п. 1 и 2 статьи 3 Закона расширяетя третьим пунктом статьи 3 Закона, который гласит, что

положения, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, применяются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом,"

а иное законом установлено. Так, например, индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства (ст.ст. 214, 217 Закона) признаются банкротами по правилам, предусмотренным для банкротства граждан (п. 2 ст. 202), однако в основании признания указанных субъектов банкротами лежит критерий неплатежеспособности. Признак превышения обязательств должника над стоимостью его имущества (критерий неоплатности) в данном случае не является необходимым для признания индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом (п. 3 ст. 23 ГК РФ).

Основания признания кредитной организации банкротом определяются Федеральным законом от 25.02.1999 г. № 40­ФЗ О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (далее - Закон о банкротстве кредитных организаций), в частности, срок неплатежеспособности для признания их банкротами сокращен до четырнадцати дней (п. 2 ст. 2 Закона о банкротстве кредитных организаций).

Под денежным обязательством при характеристике признака банкротства понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-­правовой сделке и (или) иному предусмотренному ГК РФ основанию (например, по деликтному обязательству, вследствие неосновательного обогащения).

К обязательным платежам отнесены налоги, сборы, иные обязательные платежи в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды.

Федеральным законом О несостоятельности (банкротстве)" впервые закреплено легальное определение текущих платежей. Под ними понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Названные кредиторы не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

При подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом по общему правилу состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи заявления. Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших после возбуждения производства по делу о банкротстве, определяются на момент введения процедуры, следующей за датой наступления срока исполнения соответствующего требования. Для конкурсного производства - на дату вынесения судом решения о признании должника банкротом.

Если денежные обязательства, обязательные платежи выражены в иностранной валюте, их состав и размер определяются в рублях по курсу Банка России на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.

Для определения количества требований кредиторов принимаются во внимание:

  • размер денежных обязательств за переданные должнику товары, выполненные работы, оказанные услуги;
  • сумма займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником;
  • размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения должника;
  • размер задолженности, возникшей вследствие причинения должником вреда имуществу кредиторов.

В состав денежных обязательств, учитываемых для определения признаков банкротства, не включаются требования:

  • по возмещению вреда жизни и здоровью, причиненного должником кредитору;
  • по выплате выходных пособий и оплате труда лицам, работающим по трудовому договору;
  • по выплате вознаграждений по авторским договорам;
  • по обязательствам перед учредителями (участниками), вытекающим из такого участия;
  • по возмещению убытков (кредиторы по неденежным обязательствам могут участвовать в процедурах банкротства только с требованием о возмещении убытков);
  • по уплате финансовых санкций: неустоек (штрафов, пеней), процентов за просрочку платежа, иных имущественных и (или) финансовых санкций. Данные требования также не учитываются при подсчете состава требований уполномоченных органов.

Следует различать признаки банкротства и необходимые условия для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Наличие просроченной трехмесячной кредиторской задолженности является признаком банкротства (ст. 3 Закона). Требование к должнику-­организации составляют не менее 100 тыс. рублей, к должнику­-гражданину - не менее 10 тыс. рублей (это необходимое условие согласно п. 2 ст. 6 Закона).

Если, несмотря на все старания, должнику все же не удалось избежать проявления у него признаков банкротства, то существует два сценария дальнейшего развития событий: первый - это внесудебные процедуры предупреждения банкротства, второй - разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде.

Внесудебные процедуры предупреждения банкротства (в частности, досудебная санация) - это по своей природе восстановительные процедуры, их своевременное применение существенно влияет на изменение финансового положения должника. Они имеют ряд особенностей. Во­-первых, проводятся заинтересованными лицами самостоятельно, без контроля или иных форм вмешательства со стороны судебной власти. Во-­вторых, внесудебные процедуры предполагают активное участие в них самого должника и собственника хозяйствующего субъекта-­должника. В-­третьих, внесудебные процедуры могут использоваться прежде, чем банкротство стало свершившимся фактом.

В целом, внесудебные процедуры являются способом, позволяющими должнику путем переговоров с кредиторами договориться об улаживании проблемы неплатежей без посредничества суда (т. е. решить вопросы продолжения деятельности организации должника либо его добровольной ликвидации).

К внесудебным процедурам можно отнести досудебную санацию и добровольное объявление должника о своем банкротстве.

Досудебная санация - это мероприятие, предусмотренное Законом для достижения цели восстановления платежеспособности должника наряду с мерами периода наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления, направленное на предупреждение несостоятельности должника до подачи иска о возбуждении конкурсного процесса в арбитражный суд. Учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (досудебная санация).

Для принятия решения о проведении досудебной санации необходима проверка финансового состояния должника, поскольку финансовая помощь должна оказываться тем должникам, относительно которых можно сделать вывод о возможности в течение определенного периода времени восстановить их платежеспособность.

Еще одной внесудебной процедурой является добровольное объявление должника о своем банкротстве. В соответствии с ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, а также лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, может совместно с кредиторами принять решение об объявлении о своем банкротстве и добровольной ликвидации. Из этого следует, что возможно добровольное банкротство любого субъекта конкурсного права (но не любого субъекта гражданского права, что представляется недостатком действующего российского законодательства).

По своей сути добровольное банкротство - это ликвидация, осуществляемая должником, не имеющим возможности полностью удовлетворить все требования, при условии отсутствия возражений кредиторов на любое действие должника, в ходе которой применяются общие положения гражданского права (за исключением стадии расчетов с кредиторам, на которой применяется закон о банкротстве).

Если внесудебные процедуры не помогли или по каким-­либо объективным причинам оказались неприменимы, всегда есть возможность рассмотрения дела о банкротстве в судебном порядке. Дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Суд устанавливает обоснованность требований кредиторов, назначает экспертизу для выявления признаков фактического или преднамеренного банкротства, принимает меры для примирения сторон.

В соответствии с Законом дело о банкротстве должно быть рассмотрено на заседании арбитражного суда в срок, не превышающий 7 месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.

В ходе подготовки дела о банкротстве к судебному разбирательству арбитражный суд должен рассмотреть заявления, жалобы, ходатайства лиц, которые участвуют в деле о банкротстве.

Участниками дела о банкротстве являются:

  • должник;
  • арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий или конкурсный управляющий);
  • конкурсные кредиторы;
  • уполномоченные органы;
  • федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления по месту нахождения должника;
  • лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.

Возбуждение производства в арбитражном суде по делу о несостоятельности (банкротстве) осуществляется на основании заявления кредиторов, должника, а также уполномоченных органов.

При инициировании возбуждения дела о банкротстве существует ряд особенностей. Так, для возбуждения дела по денежным обязательствам наличие задолженности должно быть подтверждено вступившим в законную силу решением суда, арбитража, третейского суда. Требования уполномоченных органов в части уплаты обязательных платежей надо подтвердить решением налогового, таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника.

Стоит также помнить, что право на обращение в арбитражный суд возникает у кредитора по истечении тридцати дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику; уполномоченного органа по обязательным платежам - по истечении аналогичного срока с даты принятия указанного выше решения. Данные нормы минимизируют случаи возбуждения дел о банкротстве со стороны недобросовестных заявителей и способствуют стабилизации хозяйственного оборота.

Законом также предусмотрена возможность обращения должника в арбитражный суд. Так, например, он вправе подать в арбитражный суд заявление в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок. При этом законодатель предусмотрительно установил и случаи, когда должник обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве:

  • удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;
  • органом должника, уполномоченным в соответствии с его учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
  • органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
  • обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;
  • должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества.

Заявление должника подается на основании решения или собственника предприятия­должника, или органа, уполномоченного управлять имуществом должника, или руководящего органа предприятия, который вправе принять такое решение на основании учредительных документов.

К заявлению должника прилагаются обосновывающие его документы, прежде всего форма № 1 - бухгалтерский баланс. Если он в течение 15 дней после подачи заявления не представлен должником, его составление может быть поручено арбитражным судом независимому аудитору за счет средств должника.

Заявление, поданное должником, не может быть отозвано.

После того, как заявление о признании должника банкротом принято арбитражным судом, механизм" признания должника банкротом считается запущенным. Дело о банкротстве должно быть рассмотрено на заседании арбитражного суда в срок, не превышающий 7 месяцев с даты поступления заявления. При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

  1. Наблюдение применяется к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния, выявления кредиторов должника и составления реестра их требований, созыва и проведения первого собрания кредиторов.
  2. Финансовое оздоровление является второй процедурой арбитражного управления неплатежеспособным предприятием, применяемой к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком.
  3. Внешнее управление - это финансовое оздоровление должника, достигаемое за счет продажи части имущества должника, а также при помощи организационных и экономических мероприятий.
  4. Конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
  5. Мировое соглашение заключается на любом этапе арбитражным судом дела о банкротстве предприятия­должника. Обязательным условием данной процедуры является погашение задолженности перед кредиторами.

При рассмотрении дела о банкротстве должника­гражданина применяются только такие процедуры банкротства, как конкурсное производство и мировое соглашение.

Рассмотрев дело о банкротстве, арбитражный суд может принять один из семи судебных актов:

  1. Решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принимается в том случае, если судом установлены признаки банкротства.
  2. Решение об отказе в признании должника банкротом выносится в том случае, если у должника отсутствуют признаки банкротства или установлено, что банкротство должника фиктивно. В этом случае с должника снимаются все ограничения, установленные с момента введения процедуры наблюдения.
  3. Определение о введении финансового оздоровления.
  4. Определение о введении внешнего управления.
  5. Определение о прекращении производства по делу о банкротстве.
  6. Определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения.
  7. Определение об утверждении мирового соглашения.

В заключение хотелось бы отметить, что признаки банкротства (неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей и трехмесячный срок неисполнения этого обязательства) могут проявиться и у рентабельного предприятия. Это обстоятельство нельзя рассматривать как негативную характеристику законодательства о банкротстве. Ведь цели этого института - выяснить реальную платежеспособность и помочь должнику либо разобраться с долгами, либо закрыть бизнес.

Институт несостоятельности (банкротства) позволяет либо восстановить платежеспособность должника, сохранить его как звено экономической системы, либо исключить из гражданского оборота ввиду нецелесообразности продолжения его деятельности.