Письма ФНС России: юридический статус и практическая важность

В последнее время для налогоплательщиков стало обычной и неотъемлемой практикой при ведении и планировании своей деятельности наряду с судебной практикой руководствоваться разъяснениями и позицией Минфина России по различным вопросам налогообложения. ФНС России также всегда занималась разработкой различных писем и инструкций, которые до недавнего времени в большей степени носили технический характер либо были направлены на прояснение точечных налоговых вопросов. Однако в последние годы письма ФНС России приобрели более значимый характер.

Новая роль писем ФНС России

В сравнении с ситуацией начала и даже середины 2010-х в настоящий момент письма, издаваемые ФНС России, стали более масштабными и существенными по своей сути. Их роль и значимость в российском налоговом регулировании нельзя отрицать.

Во многом это обусловлено изменениями в политике налоговых органов и ФНС России в частности, которая стала направлена не столько на доначисление налогов, но в большей степени на их практическую собираемость.

ФНС России дала налоговым инспекциям недвусмысленный ориентир в данном направлении:

направляемые налоговым органом исковые заявления о взыскании обязательных платежей и санкций должны быть обоснованными, мотивированными и подтвержденными бесспорными доказательствами, исключающими случаи вынесения по результатам их рассмотрения судебных актов не в пользу налогового органа"1.

То есть проигрыш в суде стал расцениваться ФНС России не как возможная добросовестность налогоплательщиков, а как недоработка" со стороны налоговых инспекций по сбору налогов. Подобный вектор способствовал повышению активности налоговых органов как на предпроверочной стадии, так и в ходе выездных налоговых проверок. С учетом поставленной задачи тактика налоговых органов стала более проактивной с точки зрения повышения среднего размера доначисления и одновременно взвешенной с точки зрения обоснованного подхода к количеству налоговых проверок.

Фактически в последние годы налоговые органы отошли от практики повальных налоговых проверок, целью которых было доначислять налоги большому количеству налогоплательщиков во что бы то ни стало. Сейчас налоги доначисляют тем, чьи нарушения можно доказать в суде и от кого налог может быть реально получен в бюджет. С большинством же налогоплательщиков ведется довольно эффективный диалог по добровольной корректировке налоговых деклараций и доплате налога без проведения налоговых проверок.

При этом в ходе налогового контроля поднимаются сложные и неясные аспекты деятельности налогоплательщиков, которые, как казалось ранее, маловероятно попадут в поле зрения налоговых инспекторов, сосредоточенных на поиске недобросовестных" поставщиков и формальных нарушений в налоговом и бухгалтерском учете. Это наглядно прослеживается, например, в существенном увеличении за последние годы судебных споров по вопросам доказывания и установления статуса фактиче... ✂