ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЛЕНА СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ
Ответственность представителя интересов Российской Федерации в совете директоров акционерного общества в соответствии со статьей 71 Федерального закона Об акционерных обществах": материально-правовые аспекты.
Даже не самый глубокий и обстоятельный анализ правоприменительной практики позволяет сделать вывод о значительном увеличении за последние пять лет количества рассматриваемых арбитражными судами дел, связанных с привлечением членов совета директоров и менеджмента хозяйственных обществ к ответственности за убытки, причиненные обществу их виновными действиями (бездействием).
В связи с продолжающейся приватизацией государственного имущества одним из активных участников корпоративных правоотношений является государство, выступающее не только как регулятор соответствующих процессов, но и как акционер.
Одной из форм участия государства в корпоративных правоотношениях является деятельность лиц, избранных в совет директоров акционерных обществ из числа кандидатов, выдвинутых акционером Российской Федерацией, так называемых представителей интересов Российской Федерации.
В первую очередь, следует охарактеризовать правовой статус данного субъекта корпоративных правоотношений.
Институт представителя государства в органах управления акционерных обществ был введен Указом Президента РФ от 10.06.1994 г. № 1200 О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой"1 (далее - Указ), предусмотревшим возможность назначения в органы управления акционерных обществ в качестве представителей государства государственных служащих (на основании соответствующего решения) либо иных граждан Российской Федерации (на основании заключенного договора).
Деятельность такого члена совета директоров имела ряд существенных особенностей.
В соответствии с положениями Указа позиция представителя государства по проектам решений органа управления акционерного общества подлежала письменному согласованию с выдвинувшим его акционером в лице соответствующего федерального органа исполнительной власти. При этом перечень вопросов, в отношении которых требовалось такое согласование, являлся открытым (пункт 6 Указа).
В целях контроля соблюдения указанных требований пункт 8 Указа обязывал представителя государства не реже двух раз в год представлять в соответствующий федеральный орган исполнительной власти отчет по установленной Правительством Российской Федерации форме.
За возможное нарушение установленного порядка согласования проектов решений и голосования по проектам решений", а также голосование не в соответствии с результатами согласования или решениями Правительства Российской Федерации и соответствующих федеральных органов исполнительной власти" Указ предусматривал санкцию: дисциплинарную ответственность (вплоть до увольнения с государственной службы) для госслужащих; ответственность, предусмотренную договором", для представителей, не являющихся госслужащими; и, наконец, ответственность в соответствии с учредительными документами общества" для обеих категорий представителей государства.
Примерный договор на представление интересов государства в органах управления акционерных обществ (далее - Примерный договор), а также Порядок заключения и регистрации договоров на представление интересов государства в органах управления акционерных обществ были утверждены постановлением Правительства РФ от 21.05.1996 г. № 625 Об обеспечении представления интересов государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплены в федеральной собственности"2.
Условия Примерного договора корреспондируются с положениями Указа Президента РФ от 10.06.1994 г. № 1200.
Так, например, в соответствии с пунктом 3 Примерного договора представитель государства обязан:
- Направлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти на согласование:
- проекты решений органа управления общества, которые представитель будет вносить и поддерживать;
- предложения о голосовании по проектам решений, предложенным другими членами органа управления общества;
- предложения о голосовании по проектам решений, согласованные с другими представителями интересов государства в органе управления общества.
2. Два раза в год представлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчет об организационной и финансово-хозяйственной деятельности общества по форме, установленной Правительством РФ3.
Следует отметить, что на протяжении последних 10 лет Правительство РФ неоднократно вносило изменения в порядок управления находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ4, однако при этом правовой статус представителя интересов Российской Федерации каких-либо существенных изменений не претерпел.
В настоящее время деятельность представителей интересов Российской Федерации регламентируется Положением об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами (золотой акции"), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.12.2004 г. № 738 Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами (золотой акции")5 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 16 Положения представителями интересов Российской Федерации являются лица, избранные в установленном порядке в совет директоров из числа кандидатов, выдвинутых акционером Российской Федерацией, и осуществляющие свою деятельность в порядке, установленном Положением.
Наряду с представителями интересов Российской Федерации в 2008 году Правительством РФ был введен институт независимых директоров", в отношении которых установленный Положением порядок принятия решений не применяется6.
По сравнению с Указом Президента РФ от 10.06.1994 г. № 1200 Положение более четко определяет полномочия представителей интересов Российской Федерации - голосование по вопросам повестки дня заседания совета директоров осуществляется на основании соответствующих письменных директив Федерального агентства по управлению государственным имуществом7.
В соответствии с пунктом 17 Положения такие директивы в обязательном порядке выдаются представителям интересов Российской Федерации в совете директоров для голосования по следующим вопросам:
- утверждение повестки дня общего собрания акционеров;
- увеличение уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций;
- образование исполнительного органа общества, а также досрочное прекращение его полномочий;
- рекомендации по размеру дивиденда по акциям и порядку его выплаты;
- одобрение крупных сделок,
- избрание председателя совета директоров акционерного общества.
По остальным вопросам, отнесенным к компетенции совета директоров акционерного общества, директивы выдаются в случае поступления соответствующего предложения председателя совета директоров".
Таким образом, в отличие от обычного" члена совета директоров, обязанного действовать в интересах общества, осуществлять свои права и исполнять обязанности в отношении общества добросовестно и разумно, представитель интересов Российской Федерации сохраняет правовую связь с выдвинувшим его кандидатуру акционером.
Основания для привлечения к ответственности членов совета директоров акционерного общества определены в статье 71 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ Об акционерных обществах"8 (далее - Закон об акционерных обществах).
В соответствии с пунктом 6 статьи 71 Закона об акционерных обществах представители государства в совете директоров акционерного общества несут ответственность наряду с другими членами совета директоров.
Однако насколько возможно привлечь к ответственности представителя интересов Российской Федерации с учетом порядка формирования его позиции по вопросам, отнесенным к компетенции совета директоров?
Согласно положениям пункта 2 статьи 71 Закона об акционерных обществах члены совета директоров общества несут ответственность перед обществом при наличии в совокупности следующих обстоятельств9: имеют место виновные действия (бездействие) членов совета директоров, в результате таких действий (бездействия) обществу причинены убытки10.
Допустим, что причинно-следственная связь между действиями (бездействием) и причиненными обществу убытками очевидна и доказуема.
С учетом положений статьи 401 Гражданского кодекса РФ возможность привлечения к ответственности представителя интересов Российской Федерации, действовавшего в нарушение полученных директив либо действовавшего самостоятельно по недирективным" вопросам, в случае причинения такими действиями ущерба обществу не вызывает сомнений.
Несколько иная ситуация возникает в случае, когда представитель интересов Российской Федерации действовал в соответствии с директивами уполномоченного органа исполнительной власти.
С одной стороны, представитель интересов Российской Федерации в совете директоров действует на основании письменных директив, выдаваемых уполномоченным органом исполнительной власти. Позиция такого члена совета директоров не является порождением его воли - он действует на основании обязательных для исполнения указаний, что исключает возможность как умысла, так и неосторожности с его стороны. Следствием отсутствия вины в действиях представителя интересов Российской Федерации является невозможность привлечения его к ответственности по основаниям, предусмотренным абзацем 1 пункта 2 статьи 71 Закона об акционерных обществах.
С другой стороны, наличие директив уполномоченного органа исполнительной власти никоим образом не влияет на закрепленную в пункте 1 статьи 71 Закона об акционерных обществах обязанность представителя интересов Российской Федерации действовать в интересах общества, осуществлять свои права и исполнять обязанности в отношении общества добросовестно и разумно.
Иными словами, голосовавший в соответствии с заведомо и явно противоречащей интересам общества директивой представитель интересов Российской Федерации теоретически может быть привлечен к ответственности в том случае, если принятое при его участии решение совета директоров повлекло за собой возникновение убытков у общества.
Таким образом, в подобной ситуации представитель интересов Российской Федерации стоит перед выбором: ответственность перед акционером за неисполнение директивы либо ответственность перед обществом за причиненные убытки.
При этом объективная сложность доказывания обстоятельств, являющихся основанием для привлечения члена совета директоров к ответственности, а также особый порядок формирования позиции представителя интересов Российской Федерации в совете директоров акционерного общества существенным образом снижают вероятность привлечения его к ответственности.
Следует отметить, что еще в рамках Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства РФ от 09.09.1999 г. № 102411, был сделан вывод о неэффективности института представителей интересов государства. В качестве одной из причин называется невозможность применения мер имущественной ответственности за результаты деятельности представителей".