Эффективное взаимодействие между службами внутреннего контроля и внутреннего аудита

Вопрос эффективного взаимодействия служб внутреннего контроля и внутреннего аудита в акционерном обществе1, безусловно, важный. Ведь, в конечном счете, цель у обеих служб, как правило, одна - повышение эффективности деятельности организации в целом.

В статье речь не будет затрагивать банковскую и страховые сферы. Деятельность компаний этого сегмента бизнеса строго регламентированы. Будем говорить об обычных хозяйственных обществах.

И, прежде чем говорить о координации взаимодействия между службами внутреннего контроля и внутреннего аудита, необходимо определиться с их местом в системе внутреннего контроля акционерного общества. Другими словами, необходимо выяснить, какое место они должны занимать по отношению к внутреннему контролю и какое поле деятельности" определило для них законодательство, а также собственники и исполнительное руководство. Это важно, потому что не все так однозначно.

Внутренний контроль и его роль в системе управления организацией

Минфин России в Информации от 26.12.2013 N ПЗ-11/2013 Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности" (далее - Информация) определяет внутренний контроль как процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает:

а/ эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;

б/ достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;

в/ соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета2.

Система внутреннего контроля - это целостная совокупность контрольной среды (сотрудников, их взаимоотношений, рабочей атмосферы и т.п.), учетной системы и контрольных процедур, обеспечивающих достижение и решение задач внутреннего контроля в организации.

Другими словами, это тот инструментарий, посредством которого осуществляется внутренний контроль. А так как контрольная среда в разных организациях разная, применяемые учетные системы имеют определенные различия и контрольные процедуры могут быть неодинаковы, то и модели систем внутреннего контроля могут различаться у разных организаций.

Вспомним, что система управления - это систематизированный набор средств сбора сведений о подконтрольном объекте и воздействия на его поведение, предназначенный для достижения определенных целей.

То есть, если абстрагироваться, процесс управления - это контроль субъекта за объектом и воздействие субъекта на объект с целью достижения определенных результатов, где субъектами являются советы директоров, ревизионные комиссии, исполнительное руководство, работники и специализированные органы внутреннего контроля. Воздействие, в свою очередь, делится на планирование, организацию и мотивацию. Каждая из этих составляющих, также в свою очередь, может быть детализирована.

Действительно, все это нам знакомо из работы любого предприятия. Руководители разных уровней (от бригадира до генерального директора) дают задания подчиненным, ставят цели, указывают приоритеты и через определенный период времени (или в процессе выполнения задания) контролируют достижение результатов. По итогам контрольных процедур вносят корректировки, уточняют цели, приоритеты и т.д., и т.п. И ... ✂