Дорожная карта: что нового в уголовной ответственности бизнеса за налоговые преступления

Взимание налогов является неотъемлемой частью любого государства и является основным источником поступления денежных средств в бюджет, за счет которого государство имеет возможность выполнять свои функции. Именно поэтому уплата налогов является конституционной обязанностью, исполнение которой обеспечивается, в частности, угрозой привлечения к ответственности, в том числе уголовно-правовой.

Составы налоговых преступлений предусмотрены ст. 198–199.4 Уголовного кодекса РФ, которые носят бланкетный характер, отсылающий к положениям налогового законодательства. В свою очередь, система налогов и сборов, страховых взносов, а также порядок их взимания регулируется налоговым законодательством, состоящим из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов.

Несмотря на наличие прямой взаимосвязи между уголовно-наказуемым деянием по налоговым составам и нарушением налогового законодательства, на практике возникали случаи возбуждения уголовных дел за уклонение от уплаты налогов, когда со стороны налогового органа отсутствовали какие‑либо претензии к налогоплательщику.

Данное противоречие проявлялось, в частности, в неопределенности по срокам привлечения к ответственности. Так, если глубина налоговой проверки и, соответственно, возможность привлечения к налоговой ответственности составляет три года, то привлечение к уголовной ответственности было возможно в течение десяти лет с момента совершения преступления.

В свете данных обстоятельств последние изменения уголовного и уголовно-процессуального законодательства приводят к взаимосвязи налогового и уголовного законодательства, устанавливают возможность привлечения к уголовной ответственности за совершение налогового преступления только после установления налоговым органом налогового правонарушения и влекут в пользу налогоплательщиков изменения сроков давности привлечения к уголовной ответственности по налоговым преступлениям.

Авторы предлагают рассмотреть в статье следующие вопросы:

  • введение особого порядка возбуждения уголовных дел по налоговым составам ст. 198–199.2 УК РФ;
  • снижение сроков давности уголовного преследования по налоговым составам;
  • установление прямого запрета на возбуждение уголовного дела по налоговому составу в случае уплаты недоимки, пеней и штрафа.

Введение особого порядка возбуждения уголовных дел по налоговым составам 198–199.2 ук рф

Составы преступлений предусмотрены Уголовным кодексом РФ и содержат признаки, определяющие деяние как преступное. Вместе с тем порядок привлечения к у... ✂