"Новым эмитентам" требуется более качественное корпоративное управление - исследование АНД и Мосбиржи
Рынок IPO в России стал более гибким и открытым, общий регуляторный и рыночный контроль за ним смягчился, на него получили доступ молодые эмитенты с незрелым корпоративным управлением, говорится в исследовании "Рынок IPO. Новые эмитенты", проведенном Мосбиржей и Ассоциацией независимых директоров (АНД).
Прежде IPO было закономерным шагом для крупных компаний, сейчас его проводят быстрорастущие компании, у которых другие мотивы выхода на биржу. Для них больший вес приобрели такие мотивы как привлечение и удержание кадров, рост узнаваемости бренда и повышение репутации, стимулирование менеджмента к переменам и совершенствование управления.
«IPO даёт мощный стимул к переменам в управлении. Вместе с этим существует риск слишком раннего старта – репутационный ущерб для компании и подрыв доверия к IPO в целом.», отмечается в исследовании. Инвестиции в компании с незрелым КУ сравнивают с «прыжком веры». Дискуссионный вопрос: допускать ли такие компании до сделок и давать ли инвесторам возможность рискнуть? Возникает развилка: повышать регуляторные требования к КУ, либо развивать саморегулирование.
Ключевыми узкими местами в подготовке к IPO является создание совета директоров "на скорую руку", подбор в его состав независимых директоров по формальным критериям или "из друзей" акционеров.
Компании, заключают на основании проведенных интервью авторы исследования, нужны публичные коммуникаторы. Оптимально, если с рынком общается не один человек, а несколько представителей топ-менеджмента, которые отвечают за результаты и глубоко понимают бизнес.
Доминирование розничных инвесторов заставляет осваивать новые правила - иное восприятие эмитентов, стимулы к принятию решений, каналы получения информации. Меняется содержание IR-функции, которая становится близка к PR и маркетингу, говорится в исследовании.