Антимонопольный комплаенс: минимизация правовых рисков для бизнеса и практические советы по применению

АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОМПЛАЕНС В ЦЕНТРЕ НОВОСТНОЙ ПОВЕСТКИ

Минимизация антимонопольных рисков как никогда актуальна как для государственных компаний, так и для частного бизнеса. Соответствующие поправки в Федеральный закон от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) были внесены в 2020 г., но особенно остро вопросы минимизации антимонопольных рисков и саморегулирования встали перед участниками рынка в текущих реалиях.

Так, в июне 2022 г. руководитель ФАС России Максим Шаскольский дал интервью1 журналу РБК, в котором напомнил о важности антимонопольного комплаенса и акцентировал внимание на возможных последствиях нарушения антимонопольного законодательства на примере компаний Apple и Booking.

Антимонопольный комплаенс также стал предметом обсуждения в рамках сессии «Ответственность топ-менеджеров в новой реальности» X Петербургского международного юридического форума. В частности, заместитель руководителя ФАС России Нелли Галимханова обратила внимание на необходимость включения принципов ответственного ценообразования в торгово-сбытовые политики в качестве элемента антимонопольного комплаенса2.

Напомним, что в настоящее время обязанность по внедрению систем предупреждения антимонопольных рисков на законодательном уровне закреплена только для органов государственной власти3, а для коммерческих предприятий остается добровольной мерой. Однако сложившаяся практика, рассмотренная далее, демонстрирует отдельные случаи, в которых даже частный бизнес может получить от антимонопольной службы обязательное для исполнения предписание о разработке антимонопольного комплаенса.

При этом даже в условиях отсутствия превентивности института комплаенса частный бизнес стремится предотвратить возможные нарушения, добровольно внедряя элементы саморегулирования.

Это дополнительно стимулируется регулятором, который в настоящее время активно поддерживает механизм саморегулирования для целей снижения административного давления на хозяйствующие субъекты. Прежде всего речь идет о цифровых рынках: в феврале текущего года ФАС России и ряд крупных компаний (1С, Авито, AliExpress Россия, Wildberries, VK, Lamoda, Ozon, Сбер, Циан, Яндекс) подписали Принципы взаимодействия участников рынка4, согласно которым участникам цифровых рынков рекомендуется воздерживаться от практик недобросовестного ценообразования и навязывания невыгодных условий партнерам. Такие принципы тоже являются своего рода элементом комплаенса, поскольку направлены на добровольное внедрение компаниями практики добросовестного поведения в целях предупреждения рисков нарушения антимонопольного законодательства.

Более того, для соблюдения требований антимонопольного законодательства в текущих условиях компаниям необходимо принимать во внимание актуальные изменения законодательства и адаптировать под них уже сложившуюся внутреннюю культуру антимонопольного комплаенса, а также учитывать новые требования и подходы регулятора.

К упомянутым нововведениям относятся, например:

  • новые подходы к определению доминирующего положения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и торговых сетей5;
  • рекомендации регулятора относительно применения практики ответственного ценообразования при подготовке торгово-сбытовых политик;
  • многочисленные поправки в законодательство в сфере закупок6;
  • новые требования к участникам сделок в отношении активов коммерческих организаций, зарегистрированных как на территории РФ7, так и за рубежом8.

Меры поддержки бизнеса, в частности мораторий на проведение антимонопольными органами проверок, снижают уровень административного давления со стороны регулятора и создают би... ✂