Антимонопольный комплаенс: минимизация правовых рисков для бизнеса и практические советы по применению
АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОМПЛАЕНС В ЦЕНТРЕ НОВОСТНОЙ ПОВЕСТКИ
Минимизация антимонопольных рисков как никогда актуальна как для государственных компаний, так и для частного бизнеса. Соответствующие поправки в Федеральный закон от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) были внесены в 2020 г., но особенно остро вопросы минимизации антимонопольных рисков и саморегулирования встали перед участниками рынка в текущих реалиях.
Так, в июне 2022 г. руководитель ФАС России Максим Шаскольский дал интервью1 журналу РБК, в котором напомнил о важности антимонопольного комплаенса и акцентировал внимание на возможных последствиях нарушения антимонопольного законодательства на примере компаний Apple и Booking.
Антимонопольный комплаенс также стал предметом обсуждения в рамках сессии «Ответственность топ-менеджеров в новой реальности» X Петербургского международного юридического форума. В частности, заместитель руководителя ФАС России Нелли Галимханова обратила внимание на необходимость включения принципов ответственного ценообразования в торгово-сбытовые политики в качестве элемента антимонопольного комплаенса2.
Напомним, что в настоящее время обязанность по внедрению систем предупреждения антимонопольных рисков на законодательном уровне закреплена только для органов государственной власти3, а для коммерческих предприятий остается добровольной мерой. Однако сложившаяся практика, рассмотренная далее, демонстрирует отдельные случаи, в которых даже частный бизнес может получить от антимонопольной службы обязательное для исполнения предписание о разработке антимонопольного комплаенса.
При этом даже в условиях отсутствия превентивности института комплаенса частный бизнес стремится предотвратить возможные нарушения, добровольно внедряя элементы саморегулирования.
Это дополнительно стимулируется регулятором, который в настоящее время активно поддерживает механизм саморегулирования для целей снижения административного давления на хозяйствующие субъекты. Прежде всего речь идет о цифровых рынках: в феврале текущего года ФАС России и ряд крупных компаний (1С, Авито, AliExpress Россия, Wildberries, VK, Lamoda, Ozon, Сбер, Циан, Яндекс) подписали Принципы взаимодействия участников рынка4, согласно которым участникам цифровых рынков рекомендуется воздерживаться от практик недобросовестного ценообразования и навязывания невыгодных условий партнерам. Такие принципы тоже являются своего рода элементом комплаенса, поскольку направлены на добровольное внедрение компаниями практики добросовестного поведения в целях предупреждения рисков нарушения антимонопольного законодательства.
Более того, для соблюдения требований антимонопольного законодательства в текущих условиях компаниям необходимо принимать во внимание актуальные изменения законодательства и адаптировать под них уже ... ✂
Платный контент
Полная версия публикации доступна только подписчикам.