Привлечение платежных агентов для трансграничных расчетов: как не заплатить дважды
Введение ограничительных мер существенно изменило условия ведения экономической деятельности, особенно в сфере международной торговли. Российские компании все чаще сталкиваются с ограничениями на осуществление прямых платежей за импорт товаров и услуг в адрес иностранных контрагентов и для сохранения бизнеса вынуждены прибегать к услугам платежных агентов.
На практике использование данного механизма вызывает различные вопросы в области правового регулирования. При этом позиция контролирующих органов по ряду таких вопросов пока находится в стадии формирования. В частности, это касается вопроса включения агентского вознаграждения в таможенную стоимость, что демонстрируют недавние разъяснения Минфина России и Федеральной таможенной службы России (далее — ФТС России) и складывающаяся судебная практика.
Ниже мы остановимся на наиболее важных аспектах, которые нужно принимать во внимание при осуществлении соответствующих операций, в частности, рассмотрим следующие аспекты проблемы:
- налоговые вопросы;
- таможенные вопросы;
- вопросы валютного регулирования и контроля;
- на что обратить внимание.
НАЛОГОВЫЕ ВОПРОСЫ
Налоговые последствия привлечения платежного агента различаются в зависимости от того, является ли такой платежный агент российским или иностранным лицом.
Когда в качестве платежного агента привлекается российское лицо, по ряду платежей, облагаемых у источника выплаты (например, внутригрупповые услуги, роялти или проценты по заемным обязательствам), встает вопрос, кто и когда должен удержать и уплатить применимые налоги: российское лицо, являющееся конечным покупателем, или агент, осуществляющий платеж непосредственно иностранному поставщику.
Согласно актуальной позиции налоговых органов обязательства по удержанию и перечислению налога в таких обстоятельствах несет принципал, несмотря на то, что он фактически осуществляет платеж в адрес российского лица (агента), а не напрямую иностранцу (письма Минфина России от 08.11.2024 № 03-08-05/109963, от 20.02.2023 № 03-07-08/14292). Интересно, что ранее позиция по этому вопросу отличалась, и считалось, что уплачивать налог должно то лицо, которое непосредственно перечисляет денежные средства иностранной компании, то есть агент (письма Минфина России от 25.02.2021 № 03-08-05/13118, от 07.07.2016 № 03-07-08/39963).
Эволюция подхода частично связана с точечными изменениями законодательн... ✂
Платный контент
Полная версия публикации доступна только подписчикам.