ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ АКЦИОНЕРНОГО КОНТРОЛЯ В ГОСКОМПАНИЯХ
Эффективно работающие механизмы контроля - один из важнейших элементов в общей системе управления компаниями. Работа органов управления, менеджмента, специализированных подразделений внутреннего контроля / аудита и т. д., как правило, обеспечивает достаточно эффективный и системный контроль за деятельностью общества, однако по отдельным направлениям целесообразен дополнительный, прямой" контроль со стороны акционера. Росимуществу, управляющему значительным количеством госкомпаний, оказывается крайне необходим дополнительный элемент в системе контроля, предполагающий осуществление прямого акционерного контроля за деятельностью госкомпаний.
К характерным примерам акционерного контроля можно отнести прямые проверки выполнения обществом поручений Президента и Правительства Российской Федерации или точечные" проверки по задачам, поставленным Росимуществом или отраслевым органом исполнительной власти.
Наиболее удобной площадкой для выполнения таких задач представлялись ревизионные комиссии обществ. Однако еще несколько лет назад на практике имелись определенные сложности: статус ревизионных комиссий был достаточно низким, во многих ревизионных комиссиях фактическая проверочная работа сводилась к минимуму, заключения носили формальный характер (зачастую дословно повторяя итоговую часть заключения внешнего аудитора). В профессиональных кругах к ревизионным комиссиям относились со скепсисом, аргументируя это тем, что:
- деятельность ревизионной комиссии, по сути, дублирует деятельность контрольных подразделений и внешнего аудитора;
- как правило, на практике деятельность ревизионной комиссии носит формальный характер (т. е. дублирование не очень качественное).
Признавалось, что в отдельных случаях ревизионные комиссии могут выступать как практический инструмент: в холдинговых структурах участие сотрудников материнской компании в ревизионных комиссиях дочерних компаний позволяет организовать получение информации в рамках проведения проверок / мониторинга их деятельности.
Необходимо отметить, что дискуссии о целесообразности существования ревизионных комиссий велись, как правило, в общетеоретическом" поле. Спецификой же деятельности Росимущества является необходимость на практике осуществлять контроль за деятельностью большого количества госкомпаний, существенно варьирующихся по отраслевой принадлежности, масштабу и качеству ведения бизнеса, степени участия при сравнительно ограниченных ресурсах. В этой ситуации децентрализация задач акционерного контроля через механизм ревизионных комиссий представлялась наиболее оптимальным вариантом - в случае, если удастся сделать этот механизм достаточно эффективным и управляемым.
Можно заметить, что в определенных чертах данная модель повторяет подходы к построению проверочной деятельности в холдинговых структурах (если рассматривать систему госкомпаний как своеобразный суперхолдинг") - аналогия, оправданная только на определенном уровне абстракции, но в целом часто используемая в тематических дискуссиях.
Выстраивание системы акционерного контроля с участием ревизионных комиссий
В рамках выстраивания работы ревизионных комиссий Росимуществом были предприняты следующие шаги:
- разработаны и утверждены документы по методической организации проверочной деятельности ревизионных комиссий (в формате Методических рекомендаций), где заложены следующие подходы / принципы деятельности ревизионных комиссий:
- исходя из ограниченных ресурсов, необходимо тщательно планировать направление и объем проверок. Ревизионные комиссии крупных обществ с достаточно зрелой системой внутреннего контроля в большей степени должны сосредоточиться на задачах акционерного контроля, не пытаясь продублировать работу подразделений внутреннего контроля / аудита (численность которых может в самых крупных компаниях достигать нескольких сотен сотрудников). В небольших и средних компаниях большая сосредоточенность ревизионной комиссии на проверках финансово-хозяйственной деятельности может быть более оправданна и востребована;
- необходимо обеспечить риск-ориентированный подход к планированию и проведению проверок ревизионной комиссии;
- необходимо планировать и проводить проверочные мероприятия в полном цикле", в том числе тщательно подходя к формулировке и оформлению результатов мероприятий, а также мониторингу выполнения компанией рекомендаций ревизионной комиссии;
- необходимо обеспечить взаимодействие ревизионной комиссии с основными участниками системы внутреннего контроля компании: советом директоров / комитетом по аудиту, руководством компании, подразделениями внутреннего контроля / аудита и т.д.
Кроме того, для облегчения деятельности ревизионных комиссий были предложены типовые запросы / программы деятельности, которые могли служить основой для построения первых этапов проверки.
- В состав множества ревизионных комиссий были введены независимые эксперты (до этого, как правило, ревизионные комиссии состояли только из госчиновников, при этом зачастую госчиновник входил в очень большое количество ревизионных комиссий). Введение независимых экспертов повысило качество проверок финансово-хозяйственной деятельности. При этом определенная доля государственных служащих в ревизионных комиссиях также необходима: зачастую при проверке задач акционерного контроля очень важно понимать нюансы, связанные с постановкой данных задач, процессом согласования решений в госорганах и т. д.
- Были разработаны и внедрены типовые положения о ревизионной комиссии, о вознаграждениях и компенсациях, выплачиваемых членам ревизионной комиссии. Определенная унификация положений о ревизионных комиссиях улучшила их управляемость. Утверждение компаниями положений о вознаграждениях и компенсациях повысило мотивацию независимых экспертов, входящих в ревизионные комиссии (вознаграждение государственным служащим, входящим в состав органов управления / контроля компаний, не выплачивается).
Организация деятельности ревизионных комиссий в настоящее время
Периодически проводящиеся Росимуществом оценки деятельности ревизионных комиссий указывают на повышение их активности, усиление их роли в системе корпоративного управления, улучшение взаимодействия с органами управления и менеджментом компаний. В Росимуществе работает комиссия по анализу и мониторингу систем контроля, осуществляющая анализ и выработку решений по наиболее серьезным ситуациям в работе ревизионных комиссий, возникающим конфликтным ситуациям, проводящая анализ результатов работы ревизионных комиссий. На сайте Росимущества организован открытый раздел, на котором осуществляется методическая и информационная поддержка организации деятельности ревизионных комиссий. Ежегодно обновляется перечень задач акционерного контроля, проводятся обучающие семинары для независимых экспертов, сотрудников Росимущества (в том числе для сотрудников территориальных управлений Росимущества) и отраслевых исполнительных органов.
Необходимо отметить, что работа Росимущества по построению системы контроля в корпоративном секторе далеко не исчерпывается организацией деятельности и поддержкой только ревизионных комиссий. Совместно с Экспертно-консультационным советом Росимущества проведена большая методологическая и организационная работа по выстраиванию эффективной системы внутреннего контроля в госкомпаниях, выпущены методические документы в области внутреннего аудита, системы внутреннего контроля и управления рисками. Готовятся к утверждению документы в области антикоррупции, в области организации деятельности внешнего аудитора и т. д.
Необходимо отметить, что в настоящее время деятельность ревизионных комиссий не антагонистична выстраиваемой классической" схеме организации внутреннего контроля в госкомпаниях. Более того, имеются случаи, когда на этапе внедрения именно ревизионная комиссия обращает внимание компании и акционера на определенные отклонения в структуре системы внутреннего контроля в компании от лучших практик / положений методических документов Росимущества, и появляется дополнительный повод для обсуждения данных моментов с отраслевыми подразделениями Росимущества и органами управления компании.