Особенность оспаривания требований налогового органа в делах о банкротстве

Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf
Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf
Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf

В современной практике правоприменения юристами признается, что самым «проблемным» кредитором в делах о банкротстве является уполномоченный орган – ФНС РФ. Эта «проблемность» выражается в следующем:

  • негибкость в согласовании решений, что связано с особенностями бюрократической системы работы госорганов. Например, уполномоченный орган скорее проголосует против по вопросу о списании фактически отсутствующего по итогам инвентаризации имущества, чем согласиться с его списанием. При этом если требования уполномоченного органа являются мажоритарными, есть вероятность столкнуться с подачей жалобы на действия управляющего за такое списание. Иными примерами являются вопросы о финансировании процедуры розыска имущества должника, привлечения консультантов для приведения в исполнение судебных актов на территории других юрисдикций, согласование иных необходимых расходов сверх установленных законом лимитов и многие другие вопросы,

  • уполномоченный орган обязан согласовывать порядок голосования на собраниях кредиторов, что, в силу различных бюрократических процедур, может повлечь отложение даты проведения собрания кредиторов;

  • по многим вопросам, которые хоть и обоснованы в плане их вынесения на рассмотрения собрания кредиторов, но предполагают принятие нестандартного решения, налоговый орган проголосует против или воздержится от голосования,

  • допустимые сроки, на которые уполномоченный орган может согласиться утвердить мировое соглашение, не превышают один год, что обусловлено требованиями налогового законодательства (п. 1 ст. 64 НК РФ).

Данное обстоятельство вынуждает участников дела о банкротстве изыскивать способы погашения требований уполномоченного органа, что говорит о легализованном дисбалансе подхода к защите публичных и частных интересов кредиторов должника. Кроме того, сам факт подачи уполномоченным органом заявления о банкротстве является однозначным маркером для всех кредиторов и контрагентов должника о необходимости вступления в дело о банкротстве путем подачи своих заявлений и прекращения коммерческих отношений с таким должником.

В такой ситуации актуальным является исследование вопроса о порядке оспаривания требований уполномоченного органа на стадии рассмотрения соответствующего заявления.

В статье рассмотрим следующие вопросы:

  • порядок подачи уполномоченным органом заявления о банкротстве должника,

  • момент возникновения права уполномоченного органа на подачу заявления о банкротстве,

  • сроки давности,

  • последствия частичного погашения задолженности,

  • последствия оспаривания решения налогового органа, послужившего основанием для предъявления заявления о банкротстве.

ПОРЯДОК ПОДАЧИ УПОЛНОМОЧЕННЫМ ОРГАНОМ ЗАЯВЛЕНИЯ О БАНКРОТСТВЕ ДОЛЖНИКА 

Согласно позиции, изложенной в п. 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, в случае предъявления уполномоченным органом требований в отношении обязательных платежей суд проверяет, представлены ли в подтверждение этих требований достаточные доказательства наличия и размера задолженности по обязательным платежам.

Помимо стандартных требований к заявлению кредитора, в состав документов, которые должны быть приложены к заявлению уполномоченного органа, входит требование об уплате обязательных платежей, должны быть приложены неисполненные или частично не исполненные решение налогового органа и (или) решение таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств и (или) имущества должника. К заявлению уполномоченного органа, по его данным, прилагаются сведения о задолженности по обязательным платежам (п. 6 ст. 41 Закона о банкротстве).

Также, как разъяснено в Постановлении Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 № 91 (ред. от 06.06.2014) «О порядке погашения расходов по делу о банкротстве» (далее – Постановление Пленума ВАС РФ № 91), поскольку финансирование деятельности уполномоченного органа осуществляется из федерального бюджета, в случае подачи им заявления о признании должника (в том числе отсутствующего) банкротом применительно к ст. 41 Закона о банкротстве он обязан приложить к заявлению доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве. При этом следует принимать во внимание ограниченные возможности по сбору доказательств на стадии возбуждения дела о банкротстве, в связи с чем для его возбуждения по заявлению уполномоченного органа достаточно, чтобы такие доказательства подтверждали соответствующие обстоятельства с достаточной степенью вероятности. При непредставлении указанных доказательств на основании ст. 44 Закона о банкротстве заявление уполномоченного органа подлежит оставлению без движения с последующим возвращением при непредставлении их в установленный срок.

Таким образом, документами, прилагаемыми к заявлению уполномоченного органа о банкротстве должника, являются:

  • требования об уплате обязательных платежей,

  • неисполненные или частично не исполненные решения уполномоченного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств и (или) имущества должника

  • решение суда о взыскании недоимки – по обязательным платежам, подлежащим взысканию в судебном порядке,

  • доказательство направления судебному приставу-исполнителю постановления о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника или соответствующего исполнительного документа,

  • сведения о задолженности по обязательным платежам, но в отношении которой на момент обращения в суд не приняты решения о взыскании за счет денежных средств и (или) иного имущества должника (абз. 9 п. 1 "Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)),

  • доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве.

МОМЕНТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА УПОЛНОМОЧЕННОГО ОРГАНА НА ПОДАЧУ ЗАЯВЛЕНИЯ О БАНКРОТСТВЕ 

Как разъяснено в «Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016) (далее – Обзор ВС РФ от 20.12.2016 г.), когда взыскание задолженности по обязательным платежам осуществляется в бесспорном порядке, право на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом возникает у уполномоченного органа по истечении 30 дней со дня принятия соответствующим органом решения о взыскании задолженности за счет денежных средств либо решения о взыскании задолженности за счет иного имущества должника, если в силу установленного порядка решение о взыскании за счет денежных средств не принимается.

По обязательным платежам, подлежащим взысканию в судебном порядке, право на обращение с заявлением о признании должника банкротом возникает у уполномоченного органа по истечении 30 дней со дня вступления в силу соответствующего решения суда.

Кроме того, в соответствии с п. 2 Положения о порядке предъявления требований необходимым условием для направления заявления уполномоченного органа в суд является истечение 30 дней после направления судебному приставу - исполнителю постановления о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника или соответствующего исполнительного документа (см., также, абз.7 п. 1 Обзор ВС РФ от 20.12.2016 г.).

В случае неисполнения должником требований Российской Федерации в размере, достаточном для возбуждения производства по делу о банкротстве в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", уполномоченный орган не ранее чем через 30 дней с даты принятия решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика, но не позднее чем через 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога, сбора, страховых взносов за счет имущества должника или соответствующего исполнительного документа, либо в течение 30 дней с даты получения уведомлений федеральных органов исполнительной власти, выступающих кредиторами по денежным обязательствам (их территориальных органов), о наличии задолженности по обязательным платежам или о задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией (с приложением заверенных в установленном порядке копий документов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящего Положения) принимает решение о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом (п. 2 Положения о порядке предъявления требований, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.05.2004 № 257 (ред. от 24.03.2023) «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве» (далее - Положение о порядке предъявления требований).

При этом нарушение установленного п. 2 Положения о порядке предъявления требований 90-дневного срока принятия уполномоченным органом решения о направлении в суд заявления о признании должника банкротом не влияет на возможность признания такого заявления обоснованным и введения процедуры банкротства (п. 2 Обзора ВС РФ от 20.12.2016 г.).

В отношении требований об уплате страховых взносов действует специальное положение, разъясненное в абз. 10 п. 3 Обзора ВС РФ от 20.12.2016 г., в соответствии с которым право на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом возникает у уполномоченного органа в соответствии с п. 3 ст. 6 Закона о банкротстве по истечении 30 дней со дня принятия органом контроля за уплатой страховых взносов решения о взыскании задолженности за счет денежных средств либо постановления о взыскании задолженности за счет иного имущества должника, если в силу Закона о страховых взносах решение о взыскании за счет денежных средств не принимается (за исключением случаев, когда взыскание недоимки по страховым взносам в силу закона производится в судебном порядке).

Таким образом, по общему правилу, общий срок, по истечение которого у уполномоченного органа возникает право на подачу, заявления о банкротстве составляет 90 дней с даты с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога, сбора, страховых взносов за счет имущества должника или соответствующего исполнительного документа.

Суд, разрешая вопрос о принятии к производству заявления уполномоченного органа о признании должника банкротом, проверяет, соблюдена ли уполномоченным органом на день подачи заявления установленная Законом о банкротстве и Положением о порядке предъявления требований совокупность условий, касающихся принятия решения о взыскании задолженности по обязательным платежам, ее передачи на взыскание в службу судебных приставов – исполнителей. Соответственно, обращение налогового органа в суд до истечения указанных сроков может повлечь отказ в удовлетворении заявления о банкротстве по причине того, что уполномоченным органом не были приняты все необходимые меры по принудительному взыскания задолженности.

СРОКИ ДАВНОСТИ 

Возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке (п. 3 ст. 46, п. 3 ст. 48 НК РФ, п. 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации"), а также при пропуске налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании налогов за счет имущества должника (подп. 3 п. 1 и подп. 3 п. 2 ст. 14, п. 3 ст. 15 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").

Указанные сроки подлежат применению судом независимо от того, заявлялись ли соответствующие возражения со стороны должника.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", срок давности взыскания налогов в судебном порядке устанавливается из совокупности следующих сроков:

  • срока, установленного ст. 70 НК РФ на предъявление требования об уплате налогов,

  • срока на бесспорное взыскание недоимки за счет денежных средств (п. 4 ст. 46 НК РФ), и

  • срока на обращение в суд с требованием о взыскании указанной задолженности за счет иного имущества организации (п. 3 ст. 46, п. 3 ст. 48 НК РФ).

В пункте 11 Обзора разъяснено, что само по себе нарушение порядка и сроков совершения отдельных процедур в рамках внесудебного взыскания обязательных платежей не влечет за собой утрату возможности их взыскания в судебном порядке (ст. 46, 47 НК РФ).

Так, срок взыскания задолженности в судебном порядке составляет два года со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, если налоговым органом были приняты надлежащие меры по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика и не приняты меры по принудительному взысканию налога за счет иного имущества налогоплательщика (п. 1 ст. 47 НК РФ и п. 55 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

К числу надлежащих мер по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика согласно п. 2 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации относится направление налоговым органом первого поручения на списание и перечисление денежных средств (перевод электронных денежных средств) в пределах двух месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Если и эти меры не были предприняты, взыскание задолженности производится в судебном порядке, срок на обращение в суд составляет шесть месяцев и начинает течь после истечения срока исполнения требования об уплате налога (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Утрата возможности принудительного исполнения требований по обязательным платежам исключает возможность их удовлетворения в процедуре банкротства, что в соответствии со статьями 71, 100 Закона о банкротстве влечет признание данных требований необоснованными.

Возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке (п. 3 ст. 46, п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации), а также при пропуске налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании налогов за счет имущества должника (части 6, 6.1 ст. 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).

Непринятие налоговым органом таких мер в течение указанного срока влечет утрату им права на принудительное взыскание налога и пени с налогоплательщика.

Пропуск срока предъявления исполнительного листа к принудительному исполнению является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления о включении в реестр требований кредиторов, что соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 15.04.2020 № 305-ЭС19-11467).

Таким образом, при проверке обоснованности требований уполномоченного органа необходимо проверять истечение сроков принудительного исполнения требований по обязательным платежам. Установление такого факта является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования налогового органа.

ПОСЛЕДСТВИЯ ЧАСТИЧНОГО ПОГАШЕНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Соответствующий вопрос разъяснен в абз. 10 п. 1 Обзора ВС РФ от 20.12.2016 г.

Как следует из указанного разъяснения, если заявление уполномоченного органа на момент обращения в суд отвечало требованиям Закона о банкротстве и Положению о порядке предъявления требований и после подачи этого заявления должник частично погасил задолженность по обязательным платежам, определение о признании такого заявления обоснованным в отношении должника - юридического лица может быть вынесено когда оставшаяся непогашенной задолженность была указана в заявлении уполномоченного органа, ко дню судебного заседания она превышала минимальный размер, установленный Законом о банкротстве (300 000 рублей), и решение о ее взыскании вынесено к этому дню. В таком случае для признания заявления уполномоченного органа обоснованным просрочка в исполнении обязанности по уплате обязательных платежей ко дню проведения судебного заседания должна составлять не менее трех месяцев (п. 2 ст. 3 Закона о банкротстве), а соблюдение сроков, предусмотренных Законом о банкротстве и Положением о порядке предъявления требований не требуется.

То есть если в первоначальном заявлении уполномоченного органа были указаны сведения о задолженности и к моменту рассмотрения заявления о банкротстве в отношении указанной задолженности были приняты меры по принудительному взысканию в виде вынесения соответствующего решения уполномоченного органа о ее взыскании.

В данной части следует учитывать, что уточнения уполномоченным органом своего заявления путем указания новой суммы задолженности, не указанной в первоначальном заявлении, даже если в отношении нее были приняты меры по принудительному исполнению, не может приниматься судами (см. п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 № 35 (ред. от 21.12.2017) «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве»).

ПОСЛЕДСТВИЯ ОСПАРИВАНИЯ РЕШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА, ПОСЛУЖИВШЕГО ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ О БАНКРОТСТВЕ

Данный вопрос нашел свое разъяснение в п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 № 35, в соответствии с которым если при рассмотрении обоснованности заявления конкурсного кредитора (уполномоченного органа) о признании должника банкротом будет установлено, что судебный акт, на котором основано заявление, обжалован в суде кассационной инстанции или что пропущенный срок его обжалования суд апелляционной инстанции восстановил, то арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с учетом всех обстоятельств дела (в том числе наличия или отсутствия иных заявлений о признании должника банкротом, а также времени, оставшегося до рассмотрения жалобы) вправе приостановить производство по рассмотрению указанного заявления в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 143 АПК РФ.

В то же время, указанный механизм приостановления производства не является гарантированным, поскольку из приведенных положений процессуального законодательства о банкротстве обязанность суда приостановить производство по делу не следует - предусмотрено только право суда (см., постановление Арбитражного суда Московского округа от 12.07.2022 № Ф05-17241/2022 по делу № А40-191281/2021).

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 4 п. 2 постановления Пленума ВАС РФ № 35, если судебный акт, подтверждающий требования заявителя, будет отменен после введения наблюдения, определение о введении наблюдения в части признания требований заявителя обоснованными и включении их в реестр требований кредиторов может быть пересмотрено по новым обстоятельствам (п. 1 ч. 3 ст. 311 АПК РФ) в ходе любой процедуры банкротства.

Последствия рассрочки (отсрочки) исполнения обязанности по уплате обязательных платежей, п. 3 Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 № 35:

«Если после принятия судом заявления конкурсного кредитора о возбуждении дела о банкротстве и до рассмотрения его обоснованности суд установит, что исполнение судебного акта, подтверждающего требования заявителя, приостановлено (статьи 283 или 298 АПК РФ), отсрочено либо рассрочено (статья 324 АПК РФ), арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, оставляет это заявление без рассмотрения».