Арбитраж, подобно государственным судам, осуществляет свою деятельность, руководствуясь определенными принципами, под которыми понимаются основополагающие начала, исходные положения данного института. В связи с принятием нового Федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» от 29.12.2015 № 382-ФЗ, пришедшего на замену Федеральному закону от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации», принципы арбитража претерпели некоторые изменения.
Так, согласно ст. 18 действующего Закона об арбитраже, арбитраж осуществляется на основе принципов независимости и беспристрастности арбитров, диспозитивности, состязательности сторон и равного отношения к сторонам. В сравнении со старым Законом о третейских судах из списка принципов были исключены законность и конфиденциальность.
Согласно мнению С.А. Алешукиной, представление в новом законе принципов является несколько усеченным, поскольку, несмотря на то, что конфиденциальность процесса не упразднена и урегулирована в ст. 21, а ст. 31 нового закона воспроизводит ранее действовавший принцип законности, закрепление конфиденциальности и законности в самостоятельных нормах «лишает их статуса принципа».
В то же время правило конфиденциальности остается важной отличительной чертой третейского разбирательства, значение которой сложно переоценить. Так, М.Е. Кашина считает, что «принцип конфиденциальности третейского разбирательства является, несомненно, особенностью данного способа разрешения правовых споров и своеобразным противопоставлением принципу гласности правосудия».