ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ОБ ООО: ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ОБЗОР НОВАЦИЙ 2015 ГОДА

2015 год стал богатым" на изменения законодательства, касающиеся обществ с ограниченной ответственностью. В статье речь пойдет о новых нормах, непосредственно внесенных в ФЗ Об обществах с ограниченной ответственностью", о новациях, внесенных в иные федеральные законы, предметом которых являются корпоративные процедуры или права участников ООО, а также о нововведениях, в равной степени относящихся как к обществам с ограниченной ответственностью, так и к акционерным обществам.

Новое в порядке совершения сделок с долями в ООО

Как и раньше, сделка по отчуждению доли или части доли нотариально удостоверяется, но теперь в Федеральном законе от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее ФЗ Об ООО") уточнено, что сделка удостоверяется путем составления одного документа, подписанного сторонами. Иными словами, оформление письменного договора для подобных сделок стало обязательным.

Также закрепляется, что нотариус, совершающий нотариальное удостоверение сделки, направленной на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, кроме проверки полномочий отчуждающего их лица на распоряжение такими долей или частью доли также удостоверяется в том, что отчуждаемые доля или часть доли полностью оплачены. В пунктах 13 и 13.1 статьи 21 ФЗ Об ООО" (в редакции, вступающей в силу с 01.01.2016 года) указано, какие документы рассматриваются как подтверждающие полномочия лица по распоряжению долей или частью доли.

Заявление, подаваемое в регистрирующий орган, будет подписываться не продавцом доли или части доли, а нотариусом, удостоверившим указанную сделку, и скрепляться печатью нотариуса.

После нотариального удостоверения сделки, направленной на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, нотариус, совершивший ее нотариальное удостоверение, в срок не позднее чем в течение трех дней со дня данного удостоверения должен будет подать в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заявление о внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ.

Нотариального удостоверения теперь не требуется в следующих случаях перехода доли или части доли к обществу:

  • при продаже доли или части доли в уставном капитале общества с нарушением преимущественного права ее покупки. В этом случае переход происходит по решению суда (пункт 18 ст. 21);
  • при исключении из общества его участника (пункт 4 ст. 23);
  • при отсутствии согласия участников общества на переход доли или части доли к наследникам граждан и правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками общества (пункты 8 и 9 ст. 21, п. 5 ст. 23);
  • когда при обращении взыскания на долю или часть доли участника общества в уставном капитале общество выплачивает ее действительную стоимость по требованию кредиторов, а к нему переходит часть доли, действительная стоимость которой не была оплачена другими участниками общества (п. 6 ст. 23, ст. 25).

Не требуется обращения к нотариусу и при распределении доли общества между его участниками и продаже доли всем или некоторым участникам общества либо третьим лицам в соответствии со ст. 24 ФЗ Об обществах с ограниченной ответственностью".

Иные новации в регулировании корпоративных процедур, совершаемых ООО

Законодательством увеличен перечень действий в деятельности общества, требующих нотариального удостоверения. В частности, факт принятия решения общего собрания участников ООО об увеличении уставного капитала и состав участников общества, присутствовавших при принятии указанного решения, должны будут подтверждаться путем нотариального удостоверения. Данное изменение призвано ликвидировать достаточно популярную и широко используемую недобросовестными предпринимателями схему вытеснения доли одного или нескольких участников путем увеличения уставного капитала, решение о котором принималось с нарушением закона.

Требование участника, не принявшего участия в голосовании либо голосовавшего против принятия решения о совершении крупной сделки или увеличении уставного капитала, о приобретении его доли также будет подлежать обязательному нотариальному удостоверению.

Участник общества, намеренный продать свою долю или часть доли в уставном капитале общества третьему лицу, будет обязан известить в письменной форме об этом остальных участников общества и само общество путем направления через общество за свой счет нотариально удостоверенной оферты, адресованной этим лицам и содержащей указание цены и других условий продажи.

Для заявления участника общества о выходе из общества нотариальное удостоверение также будет обязательным.

Логика данных изменений объясняется стремлением предотвратить возникновение ситуаций, когда за участника, отсутствующего и не принимающего длительное время участия в деятельности общества, составляются заявления о выходе из общества или оферты о продаже доли или части доли по преимущественному праву обществу и(или) его участникам. Конечно, сам факт наличия таких неактивных" участников создает определенные препятствия для оперативного принятия решений в ходе осуществления обществом хозяйственной деятельности. Однако данную проблему необходимо решать легальными способами, разрешенными законодательством, а отнюдь не фальсификацией документов. Нотариальное удостоверение призвано защитить в этой ситуации интересы участников ООО, не дававших своего согласия на лишение их доли в уставном капитале.

Внесены небольшие изменения в отношении срока преимущественного права общества на приобретение доли или части доли. Ранее срок использования данного права должен был быть отражен в уставе, но при этом он никак не ограничивался. Теперь же Законом определен предельный срок, в течение которого общество вправе воспользоваться преимущественным правом покупки доли или части доли, если такое право предусмотрено его уставом. На его реализацию дается семь дней со дня истечения преимущественного права покупки у участников общества или отказа всех его участников от использования преимущественного права покупки доли или части доли путем направления акцепта оферты участнику общества. Увеличение данных сроков должно быть указано в уставе.

С 1 января 2016 также вступят в силу и изменения, касающиеся залога долей в уставном капитале общества.

Законодательство об обществах с ограниченной ответственностью дополнено теперь нормой, согласно которой к нотариальному удостоверению договора залога доли или части доли в уставном капитале общества применяются правила, предусмотренные пунктами 13 и 13.1 ст. 21 ФЗ Об ООО", за исключением случаев, когда на момент нотариального удостоверения договора залога доля или часть доли еще не принадлежит залогодателю.

Процедура нотариального удостоверения залога и последующего уведомления регистрирующего органа с учетом изменений выглядит следующим образом. В течение трех дней с момента нотариального удостоверения договора залога доли или части доли в уставном капитале общества нотариус, совершивший нотариальное удостоверение договора залога, подает в налоговый орган заявление о внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ в форме электронного документа. Это заявление подписывается нотариусом, удостоверившим договор залога доли или части доли в уставном капитале общества, и скрепляется печатью нотариуса.

В случае если залог доли или части доли в уставном капитале общества в соответствии с гражданским законодательством либо договором залога доли или части доли возникнет в будущем, заявление в ЕГРЮЛ подписывается и направляется в налоговый орган залогодателем в срок не позднее чем в течение трех дней со дня выполнения всех условий и наступления всех сроков, необходимых для возникновения залога. В заявлении о внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ указываются сведения о размере заложенных доли или части доли, о залогодержателе и о договоре залога.

Запись в Едином государственном реестре юридических лиц об обременении залогом доли или части доли в уставном капитале общества погашается на основании заявления залогодержателя или на основании вступившего в законную силу решения суда.

Не позднее чем в течение трех дней с момента нотариального удостоверения договора залога доли или части доли в уставном капитале общества нотариус передает обществу, доля или часть доли в уставном капитале которого заложена, копии этого заявления. По соглашению сторон договора залога общество, доля или часть доли в уставном капитале которого закладывается, может быть уведомлено об этом одним из лиц, заключивших договор залога. В этом случае нотариус не несет ответственность за неуведомление общества о заключении договора залога.

С 1 января 2016 нотариусы будут наделены полномочиями представлять документы на государственную регистрацию вновь создаваемых обществ с ограниченной ответственностью, юридических лиц иных организационно-правовых форм и индивидуальных предпринимателей. При этом нотариус сможет не только направлять указанные документы на регистрацию, но и получать документы, выданные налоговым органом в форме электронных документов. По просьбе лица, обратившегося за совершением соответствующего нотариального действия, нотариус должен будет выдавать полученные в электронном виде документы на бумажном носителе. Право нотариуса направлять документы на регистрацию было предусмотрено и раньше. Однако возможность получения документов является новеллой, направленной на создание максимально комфортных условий для субъектов предпринимательской деятельности.

С целью препятствовать использованию подставных лиц в регистрационных действиях были внесены изменения в статью 42 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, регламентирующую процедуру установления личности. С 01 июля 2015 предусмотрена процедура обращения нотариуса в случае наличия у него сомнений в подлинности документа, удостоверяющего личность обратившегося за совершением нотариального действия гражданина, его представителя или представителя юридического лица, в орган, выдавший данный документ, с запросом для подтверждения подлинности удостоверяющего документа.

Для того чтобы нотариусы могли оперативно проверять документы, предоставленные юридическим лицом, законодатель предусмотрел для них возможность с 1 января 2016 получать бесплатно сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП в форме электронного документа. Однако взамен нотариус обязан будет предоставлять регистрирующему органу сведения о совершении нотариальных действий.

Печать в ООО

Анализируя произошедшие изменения в законодательстве об обществах с ограниченной ответственностью, нельзя не сказать о Законе № 82-ФЗ, вступившем в силу 07.04.2015 г. Данный закон содержит новеллу, согласно которой общество вправе, но не обязано иметь печать. Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества. Отсутствие такой информации свидетельствует о том, что у общества нет печати. Вместе с тем обязанность уничтожить печать, если названные изменения не внесены в устав, не установлена.

Обращаем внимание, что федеральными законами в определенных случаях может быть предусмотрена обязанность иметь печать. Кроме того, конечно, можно не ставить печать на договор, если контрагент не возражает и законодательством не предусмотрено иное, однако все же использование печати в договорных отношениях для многих компаний является сложившейся практикой. Поэтому хотя бы в первое время после вступления в силу изменений не рекомендуется отказываться от печати.

Типовой устав

Закон № 209-ФЗ от 29.06.2015 г. предусматривает право общества с ограниченной ответственностью действовать на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом. Однако обращаем внимание на то, что данный закон вступает в силу только 29.12.2015 г.

Типовой устав не будет содержать сведений о наименовании юридического лица, его местонахождении и размере уставного капитала - такая информация будет содержаться только в ЕГРЮЛ, который также должен отображать, что юридическое лицо действует на основании типового устава. Останется и возможность общества действовать на основании индивидуализированных уставов. Соответственно, общество сможет перейти на использование типового устава и наоборот в любое время по собственному решению. Содержание типового устава в настоящее время пока остается неясным, к тому же уполномоченный государственный орган будет вправе вносить поправки в такой устав. Поэтому обществам все же стоит обдуманно подходить к принятию решения, стоит ли выбирать типовой устав, по крайней мере, до формирования правоприменительной практики.

Новые требования по обеспечению достоверности информации ЕГРЮЛ

Данная группа новаций распространяется как на общества с ограниченной ответственностью, так и на акционерные общества.

30 марта 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 30.03.2015 г. № 67-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон № 67-ФЗ). Закон направлен на устранение возможности создания и ведения деятельности фиктивных организаций, их государственной регистрации на подставных лиц и других злоупотреблений процедурами регистрации, на обеспечение достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Прежде всего у регистрирующего органа с 1 января 2016 года появится право проверки достоверности сведений, как вносимых, так и уже содержащихся в ЕГРЮЛ. Проверка проводится в случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности сведений. Контрольные мероприятия могут осуществляться, в частности, посредством изучения возражений заинтересованных лиц, путем проведения осмотра объектов недвижимости или получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки, а также путем привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

В случае выявления в ходе проведения проверки факта недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, регистрирующий орган сообщит об этом юридическому лицу. В течение тридцати дней с момента уведомления данное лицо обязано будет предоставить в регистрирующий орган достоверные сведения или документы, опровергающие результаты, полученные при проверке. Если же вопрос не будет урегулирован, в ЕГРЮЛ вносится запись о недостоверности содержащихся в нем сведений.

Однако указанные правила распространяются исключительно на следующие сведения:

  • об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом;
  • об учредителях (участниках) юридического лица;
  • о фамилии, имени, отчестве и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортных данных такого лица.

Также запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений появится и в случае направления в регистрирующий орган заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ. Возможность направления таких заявлений была предусмотрена и раньше в п. 6 ст. 9 Федерального закона О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Иногда участники общества узнают о произошедших изменениях, в том числе необратимых, слишком поздно. Именно для того, чтобы минимизировать неблагоприятные последствия таких ситуаций, и была предусмотрена для физических лиц возможность подачи возражений. Однако с 01 января 2016 года круг лиц, имеющих право направить соответствующее заявление, не будет ограничиваться только физическими лицами. Любое заинтересованное лицо, в том числе и юридическое, будет вправе воспользоваться такой возможностью.

В случае наличия сомнений в достоверности сведений, вносимых в ЕГРЮЛ, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки, но не более чем на один месяц. Если недостоверность сведений, вносимых в ЕГРЮЛ, подтвердится, то в государственной регистрации заявителю будет отказано.

Кроме того, с 1 января 2016 в государственной регистрации будет отказано и в следующих случаях:

1) когда в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности, в отношении одного из следующих лиц :

  • лица, владевшего на момент исключения ООО из ЕГРЮЛ как недействующего не менее 50 % голосов от общего количества голосов участников общества, которое на момент его исключения из ЕГРЮЛ имело задолженность перед бюджетом РФ либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица;
  • лица, имевшего на момент исключения юридического лица из ЕГРЮЛ как недействующего право действовать от имени такого юридического лица без доверенности, которое на момент его исключения из ЕГРЮЛ имело задолженность перед бюджетом РФ либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица;
  • лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, в отношении которого в ЕГРЮЛ содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом в" или л" п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случаев, когда запись о недостоверности сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, внесена в этот реестр в порядке, установленном п. 5 ст. 11 Федерального закона № 129-ФЗ;
  • лица, являющегося участником ООО, владеющего не менее 50 % голосов от общего количества голосов участников данного общества, в отношении которого в ЕГРЮЛ содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом в" или л" п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ (адреса юридического лица и данных о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности), либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица.

В регистрации будет отказано при условии, что с момента исключения ООО из ЕГРЮЛ или внесения записи о недостоверности сведений о нем не прошло трех лет;

2) когда не соблюден порядок проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иные требования, установленные законодательно в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.

Существенные изменения также коснулись процедуры ликвидации хозяйственных обществ, в том числе - ООО. Их целью является исключение возможности злоупотреблений регистрационными процедурами при ликвидации юридического лица.

С 31 марта 2015 сообщение о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, направляется в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней после даты принятия решения не одним из учредителей общества, как раньше, а уполномоченным им лицом, имеющим право действовать от имени юридического лица без доверенности. Практически всегда это руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор), ведь после ее формирования именно к комиссии переходят все полномочия по управлению обществом. Исключение составляют ситуации, когда участники сначала принимают только решение о ликвидации, а ликвидационную комиссию формируют потом, и, соответственно, заявление № Р 15001 подается дважды. Однако на практике такой вариант выбирается достаточно редко.

Теперь сведения о принятии решения о ликвидации юридического лица могут быть опубликованы в Вестнике государственной регистрации" только после представления сообщения об этом в регистрирующий орган в установленном порядке.

Изменилась процедура подачи уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса, которое теперь не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока:

а) установленного для предъявления требований кредиторами (продолжительность срока определяется ликвидационной комиссией, но он в любом случае не может быть меньше двух месяцев с момента опубликования в Вестнике государственной регистрации" сообщения о ликвидации);

б) вступления в законную силу решения суда, содержащего требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации.

В случае поступления в регистрирующий орган из суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, государственная регистрация не осуществляется до момента поступления в регистрирующий орган решения по такому исковому заявлению.

Приостановка регистрации ликвидации из-за суда была возможна и раньше, но для этого суд по просьбе кредитора должен был наложить запрет на регистрационные действия;

в) окончания выездной налоговой проверки и вступления в силу итогового документа по ее результатам.

При ликвидации организации выездная налоговая проверка является не обязанностью, а правом налоговой инспекции. Однако же в случае принятия решения о проведении такой проверки, а также в случае вступления в силу итогового документа по результатам данной проверки налоговый орган сообщает об этом в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, в течение пяти рабочих дней.

Обращаем внимание на то, что с 1 января 2015 года отменена обязанность уведомлять внебюджетные фонды о начале процедуры ликвидации.

Следующей процедурой, которой коснулись изменения, стала смена места нахождения общества.

Целью нижеописанных нововведений является противодействие процедуре регистрации юридических лиц по фиктивным адресам, а также практике смены места нахождения для уклонения общества от исполнения своих обязательств перед третьими лицами. При этом важно отличать понятие место нахождения", под которым подразумевается регион и город, от понятия адрес", включающий в себя улицу, дом, строение, офис и т. д.

С 1 января 2016 года изменение места нахождения общества будет проводиться в два этапа. На первом этапе общество уведомляет регистрирующий орган только о своем намерении изменить свое местонахождение. Для этого в течение трех рабочих дней с даты принятия решения общество направляет заявление о внесении сведений в ЕГРЮЛ о том, что юридическое лицо приняло решение о смене места нахождения.

В регистрирующий орган предоставляются документы, подтверждающие наличие у юридического лица, либо лица, имеющего право без доверенности действовать от его имени, либо участника общества, владеющего не менее чем 50 % голосов от общего количества голосов его участников, права пользования объектом недвижимости или его частью, расположенными по адресу, относящемуся к указанному месту нахождения. Согласно сложившейся уже практике это: копия договора аренды, гарантийное письмо от собственника и копия свидетельства о праве собственности.

Соответственно, заинтересованные лица смогут узнать одновременно как фактический адрес общества на определенный момент, так и адрес, по которому оно будет находиться позднее.

На втором этапе в регистрирующий орган предоставляется непосредственно само заявление о внесении в ЕГРЮЛ сведений об изменении места нахождения юридического лица.

Между данными этапами должно пройти не менее двадцати дней. Регистрирующий орган не примет у заявителя документы на регистрацию смены места нахождения, если с момента уведомления о принятии данного решения не прошел предусмотренный законодательством срок.

Однако вышеуказанные изменения не действуют в случаях, когда место нахождения общества меняется на:

  • домашний адрес руководителя или адрес, которым он имеет право пользоваться;
  • домашний адрес участника с долей не менее 50 % или адрес, право пользования которым он имеет.

Из этого следует, что со следующего года будет официально разрешена регистрация общества на домашний адрес генерального директора или участника общества с ограниченной ответственностью, обладающего не менее чем 50 % голосов.

Государственная регистрация изменения места нахождения будет осуществляться регистрирующим органом по новому месту нахождения юридического лица.

Изменились условия предоставления сведений из реестров, в частности, с 31 марта 2015 года сведения о конкретном юридическом лице или конкретном индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа предоставляются бесплатно.

Сделано это с целью обеспечить доступ заинтересованных лиц к информационной системе для принятия взвешенного и обдуманного решения при выборе контрагента. На сайте Федеральной налоговой службы уже есть сервис Получение выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП через Интернет", но раньше он позволял получать выписку только в отношении самого заявителя. Однако необходимо иметь в виду, что для доступа к сервису потребуется сертификат ключа подписи, выданный аккредитованным в Федеральной налоговой службе удостоверяющим центром.

Последствия нарушения новаций законодательства

Статья 14.25 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за нарушения законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, также претерпела изменения, распространившись на случаи нарушения перечисленных выше требований, связанных с ведением ЕГРЮЛ.

Увеличено число лиц, которые привлекаются к ответственности по статье 173.1 Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица" УК РФ. Ранее она применялась только к собственно организаторам образования (создания, реорганизации) юридического лица через подставных лиц. Теперь она угрожает и лицу, представившему в регистрирующий орган данные, которые повлекли внесение в ЕГРЮЛ сведений о подставных лицах. УК РФ предусматривает для такого нарушителя наказание в виде штрафа в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы (иного дохода осужденного) за период от семи месяцев до одного года, либо принудительные работы на срок до трех лет, либо лишение свободы на тот же срок.

Если лицо использовало свое служебное положение или данное правонарушение совершено по сговору группой лиц, то следует опасаться штрафа в размере от 300 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы (иного дохода осужденного) за период от одного года до трех лет, либо обязательных работ на срок от 180 до 240 часов, либо лишения свободы на срок до пяти лет.

Нередко такие действия совершаются в результате приобретения документа, удостоверяющего личность, то есть получения документа на возмездной или безвозмездной основе, присвоения найденного или похищенного документа, а также завладения им путем обмана или злоупотребления доверием. Теперь согласно статье 173.2 УК РФ за представление документа, удостоверяющего личность (наравне с использованием в тех же целях персональных данных, полученных незаконным путем), для внесения в ЕГРЮЛ сведений о соответствующем подставном лице грозит ответственность в виде штрафа в размере от 300 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы (иного дохода осужденного) за период от одного года до трех лет, либо принудительные работы на срок до трех лет, либо лишение свободы на тот же срок.

Если же владелец документа, удостоверяющего личность, предоставил его для тех же целей на время или подписал доверенность на совершение этих действий, предусмотрен штраф в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы (иного дохода осужденного) за период от семи месяцев до одного года, либо обязательные работы на срок от 180 до 240 часов, либо исправительные работы на срок до двух лет.