Верховный Суд РФ предлагает реформу процессуального законодательства
ВС РФ уже направлен в Госдуму проект Федерального закона № 383208-7 «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Законопроект).
Законопроектом вносятся в ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ изменения общего характера, которые призваны модернизировать сходные процессуальные институты и правовые нормы, регулирующие порядок рассмотрения гражданских и административных дел в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах. Изменения также коснутся отдельных положений указанных кодексов об особенностях рассмотрения некоторых категорий дел.
Из указанных кодексов, а также из некоторых федеральных законов предлагается исключить термин «подведомственность» применительно к разграничению полномочий судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
Предлагается упорядочить применение отдельных видов территориальной подсудности, сохранив для сторон возможность изменять подсудность по своему соглашению (т.н. договорная подсудность) только в делах с участием иностранных лиц.
В целях обеспечения права на квалифицированную юридическую помощь, а также для повышения качества такой помощи предлагается закрепить в ГПК РФ и АПК РФ положение о том, что помимо адвокатов представителями в суде могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование. Такое требование к представителям в настоящее время уже предусмотрено в КАС РФ. При этом законопроект устанавливает возможность участия в деле, рассматриваемом по правилам ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ, наряду с представителем поверенного, к которому не предъявляется требование о наличии высшего юридического образования, но и объем полномочий у поверенного существенно меньше, чем у представителя.
Предусматривается увеличение цены исковых требований о взыскании денежных средств в порядке упрощенного производства: до 500 тыс. руб. в судах общей юрисдикции; до 1 млн руб. в арбитражных судах.
Кроме того, предлагается расширить перечень дел, по которым суд вправе не составлять мотивированное решение по рассмотренному им делу. Согласно вносимым изменениям, по общему правилу все судебные решения, принятые по делам, рассмотренным в порядке гражданского судопроизводства, будут состоять из вводной и резолютивной частей. В полном объеме такие решения изготавливаются только по заявлению участвующих в деле лиц, их представителей, в случае подачи апелляционной жалобы, а также в случаях, установленных законом. Кроме того, мотивированное решение может быть составлено по инициативе самого суда.
Тем не менее составление мотивированного решения всегда будет являться обязательным по делам наиболее значимым с точки зрения социальной и экономической направленности, например, по делам, связанным с защитой прав детей; делам о выселении граждан из жилых помещений без предоставления других жилых помещений; делам о защите прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Также в ГПК РФ и АПК РФ предлагается закрепить положения о том, что исполнительный лист выдается только по ходатайству взыскателя, кроме исполнительных листов на взыскание денежных средств в доход бюджета. Аналогичная норма в настоящее время уже закреплена в КАС РФ.