Центральный Банк рекомендует ПАО раскрывать ESG-информацию
Банк России рекомендовал публичным компаниям (ПАО) раскрывать в своих годовых отчетах информацию о том, как они учитывают факторы, связанные с воздействием на окружающую среду, социальную сферу и развитием корпоративного управления (ESG-факторы, ESG - Environmental, Social, and Corporate Governance), а также как они внедряют эти факторы в бизнес-модель и стратегию развития. Пишет сайт e-disclosure.ru
Компании вправе сами выбрать документ, в котором будут раскрывать нефинансовую информацию. Это можно делать, например, в отчете об устойчивом развитии, экологическом отчете, отчете о корпоративной социальной ответственности, либо в рамках иных формах отчетов, включающих информацию об ESG-факторах, говорится в опубликованных ЦБ РФ в понедельник "Рекомендациях по раскрытию публичными акционерными обществами нефинансовой информации, связанной с деятельностью таких обществ".
Эти документы надлежит публиковать не позже последней даты, отведенной для раскрытия годовой отчетности. При этом раскрывать нефинансовые данные следует за 12 месяцев - за период с 1 января по 31 декабря, считает регулятор. Это нужно для обеспечения сопоставимости нефинансовых данных с финансовой отчетностью ПАО и иной раскрываемой им информацией.
ЦБ РФ также рекомендует ПАО проводить "независимую внешнюю оценку нефинансовой информации в целях повышения доверия" к их деятельности и раскрываемых сведений. Она может проводиться в том числе с привлечением аудиторской организации или аудитора.
"Обществу рекомендуется раскрывать нефинансовую информацию вместе с заключением либо отчетом, составленным по итогам профессионального подтверждения (заверения), содержащим вывод в отношении такой нефинансовой информации", - говорится в документе ЦБ РФ.
В самом документе следует приводить данные, которые позволят сформировать "объективное и комплексное представление о воздействии компании на окружающую среду (в том числе на климат), социальную сферу (в том числе на соблюдение прав человека) и экономику, а также об учете обществом ESG-факторов, рисках и возможностях, связанных с такими факторами".
"Наши рекомендации нацелены на повышение инвестиционной привлекательности акционерных обществ, усиление ответственности исполнительных органов за ведение бизнеса с учетом ESG-факторов, а также улучшение взаимодействия с инвесторами, работниками, государством, общественными организациями, - приводятся в сообщении регулятора слова директора департамента корпоративных отношений ЦБ РФ Елены Курицыной. - Их применение обеспечит более сбалансированное и устойчивое развитие экономики и общества в целом".
Рекомендации разработаны на основе международных стандартов TCFD (Recommendations of the Task Force on Climate-related Financial Disclosures) и GRI (Global Reporting Initiative Standards) и могут служить методологическим материалом для всех, кто заинтересован в раскрытии информации о ESG-факторах.
ЧТО РАСКРЫВАТЬ
ЦБ РФ перечисляет факторы, которые компаниям следует раскрывать, но при этом оговаривается, что этот перечень не закрытый. К примеру, в числе факторов, связанных с окружающей средой и сопряженных с ними рисков, в документе называются изменение климата, выбросы парниковых газов, энергопотребление, потребление воды, образование отходов, управление водопотреблением и обращение с отходами, вопросы использования и охраны природных ресурсов, охрана биоразнообразия.
К социальным факторам отнесены текучесть кадров, мероприятия по охране труда, данные по несчастным случаям, расходы на обучение сотрудников, нарушения трудовых прав работников, подходы к формированию человеческого капитала, вопросы взаимодействия с коренными и малочисленными народами, взаимодействия с местными сообществами, управление цепочками поставок.
В числе факторов корпоративного управления ЦБ РФ рекомендует компаниям характеризовать структуру капитала ПАО, наличие контролирующего акционера, подконтрольных лиц, историю управления, роль и место компании в экономике государства, историю проведения общих собраний акционеров, в том числе применение прогрессивных технологий при их проведении, обеспечение прав владельцев ценных бумаг в ходе корпоративных действий, включая подходы к заключению крупных сделок и сделок с заинтересованностью, связанных с конфликтом интересов заинтересованных лиц и т.д.
ДАННЫЕ О ПОДРЯДЧИКАХ
Кроме того, по мнению регулятора, желательно раскрывать и нефинансовую информацию о том, какова политика и процедуры должной осмотрительности при взаимодействии с контрагентами. "Раскрытие нефинансовой информации также может включать существенную нефинансовую информацию в отношении лиц, входящих в цепочку поставок (поставщиков, подрядных организаций), а равно релевантную нефинансовую информацию в отношении таких организаций", - говорится в опубликованном документе.
В частности, такие данные могут включать сведения о воздействии подрядчика, которому компания передала выполнение часть функций основного направления своей деятельности, на окружающую среду. Например, передача нефтяной компанией добываемой нефти третьим лицам для переработки по договорам толлинга. Также могут раскрываться данные о производственном травматизме и смертности работников подрядчиков, работающих на объектах ПАО, иные сведения, позволяющие сформировать представление о воздействии поставщиков и подрядчиков на окружающую среду, социальную сферу и экономику.
БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ
Помимо прочего ЦБ РФ рекомендует компаниям раскрывать существенную информацию о том, как оно "управляет вопросами" борьбы с коррупцией, в том числе корпоративной, а также раскрывать данные о подобных инцидентах.
"Обществу рекомендуется также рассмотреть возможность приведения объяснений того, как оно оценивает эффективность своей политики по борьбе с коррупцией, коммерческим подкупом и подкупом иностранных должностных лиц, какие принимает меры по предотвращению, устранению или снижению негативного воздействия указанных факторов, каким образом осуществляется мониторинг эффективности и обмен информацией по этому вопросу как внутри организации, так и с внешними контрагентами", - говорится в документе регулятора.
Компаниям следует рассмотреть возможность раскрытия ключевых показателей по вопросам борьбы с коррупцией и подкупом на основе таких аспектов, как, например, процедуры внутреннего контроля и ресурсы, выделяемые на предотвращение коррупции, доля сотрудников, прошедших соответствующую подготовку, использование механизмов анонимного информирования о возможных нарушениях. ЦБ также рекомендует сообщать о количестве текущих или завершенных судебных процессов, вызванных коррупцией.