Стратегическое мышление является наиболее востребованным навыком для работы в корпоративном казначействе

Компания «Технологии Доверия» представила результаты глобального исследования казначейства 2021 года и ключевых изменений деятельности казначейства за 1-е полугодие 2022 года. В нем приняли участие компании из 22 отраслей из более чем 30 стран.

 Ключевые выводы:

 Стратегическое мышление является наиболее востребованным навыком для работы в корпоративном казначействе – такое мнение выразили 76% респондентов.

  • Inhouse банк – наиболее популярный механизм для управления денежными средствами и банковскими операциями по мнению 58% участников опроса.
  • 53% респондентов отметили управление финансовыми рисками в числе основных приоритетов для казначейств, а валютные риски стали самым важным экономическим риском по мнению 100% участников исследования.
  • Большинство респондентов (65%) заявили о том, что в последние три года они рассматривали возможности рационализации своих отношений с банками.
  • Цифровая трансформация в области интеграции различных систем и данных активно развивается: 90% респондентов рассчитывают на то, что в ближайшие два-три года они начнут использовать в своей работе интерфейсы прикладного программирования (API).
  • Экологические, социальные и управленческие аспекты (ESG) учитываются только 10% респондентов при размещении избыточных денежных средств.

На основе результатов глобального опроса, интервью компаний из различных индустрий и анализа специалистов «Технологий Доверия» были выявлены глобальные тренды в области казначейства, а также вызовы и приоритетные направления для казначейств в России.

Среди основных вызовов, с которыми сталкиваются казначейства по результатам глобального опроса респондентов в 2021 году, выделяются: низкая точность прогнозирования и низкое качество информации, расширение масштабов деятельности и повышение операционной сложности, а также рост потребностей в финансировании и ликвидности со стороны бизнеса. Эти вызовы характерны и для российских компаний, но кроме них есть еще ряд важных внутренних проблем:

 ·       Низкое качество информации в системах для принятия решений (разрозненная ИТ-архитектура);

·       Низкий уровень платежной дисциплины;

·       Низкая точность прогнозирования ликвидности;

·       Процессы проектируются изолированно друг от друга, система регламентирующих документов – фрагментарна, ответственность за процессы – размыта;

·       Отсутствуют системы внутренних средств контроля;

·       Рассредоточенность казначейской функции между несколькими подразделениями финансового блока;

·       Наличие потенциала повышения операционной эффективности в рамках кросс-функционального взаимодействия.

 Роль казначейства меняется: по мнению большинства участников исследования, их департаменты выполняют роль либо партнера, способствующего улучшению общего конечного результата деятельности (50%), либо стратегического партнера (33%). Также отмечается, что происходят изменения в требованиях к квалификации сотрудников казначейства: среди наиболее востребованных навыков и умений в корпоративном казначействе значатся стратегическое мышление (76%), функциональные знания в области казначейских операций (73%), а также готовность к использованию новых технологий (69%).
Среди наиболее популярных механизмов для управления денежными средствами и банковскими операциями, которые уже используются респондентами, стали следующие: inhouse банк – 58% участников заявили, что уже используют данный механизм в своей работе; на втором месте закупочные карточки (39%), а замыкает тройку механизмов платежная фабрика, неттинг и клиринг расчетов (34%). Кроме того, большинство респондентов (65%) заявили, что в последние три года рассматривали возможности рационализации своих отношений с банками.

Валютный риск является самым важным экономическим риском по мнению всех (100%) респондентов (в сравнении с 85% в 2019 году). Управление финансовыми рисками по-прежнему входит в тройку главных приоритетов для казначеев: 53% респондентов отметили их значимость. При этом участники исследования отмечают недостаточность коммуникации с бизнесом по вопросам, связанным с подверженностью компании финансовым (включая рыночные) рискам. Времени на стратегический анализ не хватает: с регулярной периодичностью встречи проводят только 23% респондентов, еще 37% отмечают, что они проводятся редко или по мере необходимости.

С точки зрения цифровой трансформации 45% респондентов в качестве основной проблемы ссылаются на «нехватку технологий», что зачастую выражается в неполных или не единообразных наборах данных и (или) недостаточных проверках качества данных в вышестоящих системах. В этой связи респонденты выделяют две основные причины, препятствующие внедрению новых или усовершенствованных технологий: бюджетные ограничения (61%) и потребность в соответствующих навыках (57%).