Контролирующие лица при снятии корпоративной вуали в РФ и США: сравнение и краткий анализ

1 ноя, 19 - 03:18
 1.8K
США

Вопросы ответственности лиц при снятии корпоративной вуали1 не теряют своей актуальности для юристов как минимум уже сто пятьдесят лет, и хотя сам термин снятие корпоративной вуали" был впервые сформулирован профессором М. Вормсером только в 1912 г.2, принцип ограниченной ответственности применялся судами в США еще в первой половине XIX века3, а к середине XIX века - уже в большинстве американских штатов4.

Согласно исследованию профессора Роберта Томсона, опубликованному в 1990 г., суды в США снимают корпоративную вуаль в 40,18% случаев5. При этом в исследовании профессора Джона Матесона, датированном 2010 г., фигурируют уже совершенно другие показатели снятия корпоративной вуали, а именно 31,86%6 - весьма существенная разница, учитывая относительно небольшой промежуток времени между исследованиями.

Между тем в рамках настоящей статьи первостепенным для нас будет вопрос о том, по каким, собственно, основаниям суды снимают корпоративную вуаль, а также каких лиц и по каким основаниям они в таких случаях считают контролирующими.

К настоящему времени большинство судов в США в делах о снятии корпоративной вуали применяют нижеследующие подходы:

Alter ego doctrine - доктрина альтер эго" представляет собой двухступенчатый тест, содержащий следующие требования:

1. интерес общества и интерес участника слиты настолько, что они более неразделимы;

2. наступление несправедливых последствий (inequitable results), если бы действия против кредиторов рассматривались как действия исключительно самого общества7.

Доктрина Instrumentality rule, которая обычно переводится как правило партнерской ответственности", в свою очередь, представляет собой уже трехступенчатый тест со следующими критериями:

1. контроль или полное доминирование над обществом;

2. использование контроля или полного доминирования над обществом с целью мошенничества или противоправных действий;

3. вред, причиненный истцу, должен быть результатом вышеуказанных действий (мошенничества или противоправных действий в условиях контроля или полного доминирования над обществом).

Доктрины Alter ego и Instrumentality rule зачастую рассматриваются как взаимозаменяемые8.

Agency theory, что можно перевести как теория агентских отношений", которая предполагает возможность снятия корпоративной вуали в случаях, когда общество действовало в качестве агента своего участника (принципала). Как правило, наиболее существенным элементом, подтверждающим существование агентских отношений, в данной теории является констатация наличия контроля в отношении управления и текущей деятельности агента (общества) со стороны принципала (участника)9.

Также существует еще целый ряд значимых факторов, учитываемых судами, часть из которых можно отнести к раскр... ✂

Амирян Иван Юрист, исследователь. Преподаватель Moscow Business Academy (Курс онлайн-лекций по теме "Юридическая ответственность в корпоративных отношениях") С 2008 по 2023 гг. Адвокат московской коллегии адвокатов «Лекс». В 2016 -2023 Заместитель Председателя Президиума Kоллегии. Более восьми лет в качестве Family Office Lawyer у High-net-worth individual (HNWI) домицилированного (domiciled) в Великобритании. Большой опыт защиты интересов доверителей в рамках корпоративных споров(акционер vs акционерное общество), первый в России официальный дилер крупнейшей американской автомобилестроительной компании. Большой опыт по делам об ответственности лиц, уполномоченных выступать от имени юридического лица, а так же об ответственности контролирующих лиц по делам о банкротстве. Профессиональный опыт также включает подготовку правового заключения, для суда апелляционной инстанции в княжестве Лихтенштейн, на основе которого указанный суд пересмотрел и отменил ранее вынесенное решение. Консультирование солиситоров Англии и Уэльса по вопросам содержания российского права. Формирование правовых позиций совместно с юристами княжества Лихтенштейн в рамках сложных трансграничных споров. Способ связи: ovam@mail.ru +7(964)563-87-54