Госдума упростила заключение соглашений о защите и поощрении капиталовложений
Вчера Госдума во втором чтении одобрила обязанность федеральных и региональных властей заключать соглашения с инвесторами при соответствии их проектов требованиям режима. Сами требования существенно смягчены, инвесторам обещаны дополнительные гарантии и гибкость в работе с инструментом — от выбора способов заключения соглашения и компенсации затрат до возможности правки уже заключенных договоров. Господдержка станет возможна на разных стадиях проекта.
В одобренном проекте ключевыми поправками являются нормы, обязывающие федеральные и региональные власти подписывать СЗПК с инвесторами при соответствии заявки условиям, в противном случае бизнес может добиваться заключения соглашения через суд.
Требования к самим проектам снижаются: так, минимумы инвестиций для проектов модернизации городского общественного транспорта, создания пассажирских терминалов, транспортно-логистических центров снижены с 5 млрд до 1,5 млрд руб., в сфере туризма — до 500 млн руб., а при строительстве домов в рамках комплексного развития территорий — до 250 млн руб. Срок действия «стабилизационной оговорки» для проектов в АПК, образовании и здравоохранении увеличен с шести до десяти лет.
В целом инструмент станет более гибким — например, реализацию проектов можно будет разбивать на стадии (предынвестиционная, инвестиционная, эксплуатационная).
Это позволит получать вычеты и субсидии по СЗПК эшелонированно, например по завершении отдельных объектов. Расширен перечень оснований для изменения условий СЗПК — за счет невозможности выполнить проект в срок из-за форс-мажорных обстоятельств или при включении в СЗПК сведений о разделении затрат на инфраструктуру.
Объем господдержки в рамках СЗПК также увеличится: так, документ расширяет перечень компенсируемых инвесторам затрат. Помимо инфраструктурных расходов это уплата процентов по кредитам и займам на эти цели, а также на научные исследования и разработки. При этом проект содержит обещанную правительством возможность возмещения затрат в виде налогового вычета как альтернативы субсидиям, что для бизнеса предпочтительнее, поскольку переносит механизм возмещения в руки инвестора.
Источник: Газета «Коммерсантъ» №101