Цены на сталь бьют исторические рекорды, что ждет отрасль в ближайшем будущем
К концу мая цены на сталь в России достигли рекордных исторических значений. Аналогичная ситуация наблюдается и на других мировых рынках. После пандемического кризиса и повсеместных локдаунов промышленность стала быстро и уверенно вставать на ноги и наращивать объемы производства, чтобы как можно быстрее «отыграть» кризисные потери. Это привело к резкому росту спроса на металлы в целом и на сталь в частности, в связи с чем в отдельных сегментах и странах наметился дефицит сырья. При этом сталь – важнейший компонент множества различных продуктов, поэтому рост цен на нее выражается в том числе в повышенных темпах инфляции уже потребительских цен. Эксперты международной группы Coface, оценили перспективы мировой сталелитейной индустрии на ближайшее будущее.
В Китае за период с начала 2021 года по середину мая цены на сталь выросли на 30%, что, считают эксперты, объясняется в основном дисбалансом спроса и предложения: закупки стали в связи с быстрым восстановлением мировой экономики растут, тогда как предложение не успевает расширяться настолько же быстро. Растут цены на сталь и в США – к концу мая они достигли рекордного уровня за последние девять лет, что во многом обусловлено посткризисным восстановлением экономической активности на фоне действия импортных тарифов на сталь, которые были введены еще при Дональде Трампе, и благодаря которым американским производителям гораздо проще конкурировать с зарубежными поставщиками. В Европе сталь также дорожает на фоне высокого спроса со стороны обрабатывающей промышленности, в то время как цена импортного сырья растет из-за высоких цен на перевозку.
Отдельные звенья международных производственно-сбытовых цепочек в секторе производства стали до сих пор не возобновили в полном объеме деятельность, приостановленную либо ограниченную из-за локдаунов и общего снижения экономической активности на фоне кризиса. В Европе и США дефицита стали в первом квартале текущего года не наблюдалось, так как их «выпавшие» мощности быстро компенсировали поставщики из Китая, однако в других регионах мира ситуация с поставками далеко не стабильна: непростая ситуация наблюдается, например, в Японии, Южной Корее и Латинской Америке. В частности, в Японии некоторые заводы, закрытые на период карантинных локдаунов, простаивают до сих пор.
В Европе пандемия COVID-19 добавила проблем металлургическому сектору, и так находящемуся далеко не в лучшей форме из-за малой загрузки производственных мощностей, устаревших заводов, строгих экологических ограничений, жесткой конкуренции с производителями стали из развивающихся стран и прочих факторов, снижающих рентабельность производства. Некоторые сталелитейные заводы в Европе в ближайшем будущем неизбежно закроются, по мере того как баланс сил в секторе будет все больше смещаться на сторону Азии, где сталь пользуется очень высоким спросом из-за бума урбанизации.
Например, в Малайзии в этом году, прогнозируют аналитики, объемы выпуска стали вырастут на 10 млн тонн в год за счет введения новых мощностей, на Филиппинах – на 18 млн тонн, в Мьянме – на 4 млн тонн. Ожидается, что Юго-Восточная Азия покажет самый крупный в мире прирост объемов производства стали по итогам года.
Если говорить о спросе, можно отметить, что обрабатывающая промышленность уверенно вернулась к докризисным показателям производства в большинстве регионов мира. Первой восстановилась промышленность Китая, который раньше остальных вышел из режима повсеместных локдаунов. Бум производства стали в Поднебесной поддержали выгодные льготные кредиты для производителей и крупные проекты по развитию инфраструктуры и расширению жилого фонда, запущенные Пекином на национальном уровнем.
От относительно раннего восстановления производственной активности выиграла не только обрабатывающая промышленность, но также, например, автопром – продажи автомобилей в Китае уже в третьем квартале 2020 года превысили докризисный уровень, несмотря на то что в течение двух предшествующих лет они постепенно сокращались. Благодаря доступным кредитам домохозяйства КНР по-прежнему могут позволить себе купить автомобиль даже с относительно ограниченным бюджетом.
В США продажи легковых авто в апреле этого года достигли отметки 18,5 млн единиц, то есть самого высокого уровня за последний год. Запуск программы вакцинации и теплая погода на большей части территории страны позволили значительно снизить заболеваемость COVID-19, и теперь потребители активно тратят средства, отложенные за период локдаунов. Наконец, продажи металлов подстегивает высокий спрос на электромобили. Особенно заметно в связи с этим растут цены на металлы, необходимые для производства аккумуляторных батарей – меди, лития, алюминия, кобальта и прочих.
Риски для сталелитейной отрасли: когда «стальная лихорадка» исчерпает себя?
На текущий момент одной из главных проблем во множестве стран мира стали высокие темпы инфляции, с которыми мировые правительства могут начать активно бороться уже в ближайшее время.
Высокие цены на сталь значительно повышают стоимость обширного ряда продуктов для конечных потребителей. Многие предприятия вынуждены мириться с ростом издержек из-за дефицита некоторых видов продукции, который, в свою очередь, обусловлен «выпадением» звеньев производственных цепочек на фоне карантинных локдаунов. Например, автопроизводитель Renault ранее сообщал, что ему придется поднять цены на автомобили из-за подорожания сырья. Аналогичная обстановка наблюдается и в целом ряде других рыночных сегментов – например, в секторе бытовой техники и электроники.
Повышенные цены на сталь могут побудить бизнес увеличить объемы производства, но так как текущая «стальная лихорадка» вряд ли продлится долго, отрасль рискует столкнуться с резким сокращением загрузки мощностей по ее окончании. Это негативно скажется на рентабельности высокозатратных производств, особенно в некоторых регионах – например, в Западной Европе. Так, к примеру, британский завод в Порт-Толбот, принадлежащий компании Tata Steel, из-за всплеска спроса и роста цен на сталь может на какое-то время повысить свою рентабельность, однако в целом в обозримом будущем ему будет трудно конкурировать с поставщиками из-за рубежа, которые предлагают продукцию высокого качества по относительно низкой цене.
Китайские власти предельно четко обозначили свое мнение провести в металлургической отрасли «генеральную уборку», чтобы решить проблему избытка производственных мощностей и снизить экологический вред, который наносит стране эта одна из самых проблемных с экологической точки зрения отраслей. Первой целью китайских регуляторов станут старые заводы, которые загрязняют окружающую среду сильнее современных и при этом работают вне поля зрения властей. Рост цен на сталь подталкивает производителей повышать объемы выпуска продукции, но Пекин, по всей видимости, намерен уже в ближайшем будущем предпринять решительные меры, чтобы не отстать от амбициозных целевых показателей, которые предусматривает новый пятилетний план развития страны. Этот план призван заложить фундамент для улучшения экологической обстановки в Поднебесной и помочь стране достичь «углеродного нейтралитета» в следующие несколько десятилетий.
Рост цен на сталь позволит сталелитейным концернам увеличить объемы инвестиций в модернизацию заводов и производственных процессов с тем, чтобы привести их к соответствию строгим экологическим нормам и удовлетворить запрос инвесторов и потребителей на «зеленую» сталь. Это, однако, не станет панацеей: в странах с высокой урбанизацией, где потребление стали на душу населения в скором времени обещает сократиться, власти наверняка продолжат предпринимать все возможные усилия для снижения урона, который производство стали наносит окружающей среде.
Таким образом, подытоживают эксперты , в краткосрочной перспективе сталелитейная отрасль может существенно повысить объемы получаемой прибыли, однако в средне- и долгосрочной перспективе на рентабельности предприятий будут негативно сказываться усилия регуляторов по снижению вреда, который металлургия наносит окружающей среде. В отдельных регионах, в особенности в Европе, число заводов будет сокращаться из-за неспособности выдержать конкуренцию с азиатскими поставщиками. В России цены на сталь могут оставаться на повышенном уровне еще как минимум несколько месяцев – повышенный спрос на внешних рынках сказывается на ценах рынка внутреннего, поэтому, несмотря на усилия российских властей сдержать цены, металлы вряд ли начнут значительно дешеветь до исчерпания мировой экономикой потенциала «восстановительного» посткризисного роста.