Алгоритм по ликвидации некоммерческой организации - профсоюза как юридического лица

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Габбасов Руслан

В процедуре ликвидации профсоюзной организации условно можно выделить следующие этапы.


1. Принятие решения о ликвидации


Профсоюз, зарегистрированный в качестве юридического лица, является общественной организацией, которые, в свою очередь, являются одной из организационно-правовых форм некоммерческих корпоративных организаций (подп. 2 п. 3 ст. 50, п. 1 ст. 65.1 Гражданского Кодекса РФ, абзац второй ст. 1 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (далее - Закон N 10-ФЗ)).

Принятие решения о ликвидации профсоюза отнесено к исключительной компетенции его высшего органа, которым является съезд (конференция) или общее собрание членов, то есть коллегиальный орган (пункты 1, 2 ст. 65.3, п. 2 ст. 123.1 ГК РФ, часть третья ст. 8, часть первая ст. 26 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон N 82-ФЗ), п. 3 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ)).

Следовательно, тот факт, что в профсоюзе остался только один учредитель, тогда как минимальное количество - не менее трех (п. 1 ст. 123.5 ГК РФ), сам по себе ликвидации не препятствует. Однако в данной ситуации из профсоюза вышли и все его члены (участники), исходя из чего решение о ликвидации не может быть принято.

В такой ситуации возможны два варианта.

Первый вариант. Принять новых учредителей в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 15 Закона N 7-ФЗ. Для этого в территориальный орган Минюста России представляются решение оставшегося единственным учредителя профсоюза о согласии на вхождение физического и (или) юридического лица в состав учредителей и заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ. Далее сформировать необходимые органы профсоюза (достаточные для приема членов) и осуществить прием членов профсоюза с целью дальнейшей ликвидации.

После указанных мероприятий высший орган профсоюза принимает решение о ликвидации. Оно принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с уставом профсоюза (абзац второй п. 4 ст. 29 Закона N 7-ФЗ, п. 2 ст. 7 Закона N 10-ФЗ).

Одновременно, но не обязательно, могут быть приняты следующие решения:

- о назначении ликвидационной комиссии или ликвидатора,

- о порядке и сроках ликвидации.

Все перечисленные решения могут быть оформлены одним протоколом, который должен соответствовать требованиям пунктов 3,4 ст. 181.2 ГК РФ.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 4 ст. 62 ГК РФ).

Второй вариант. Если по тем или иным причинам первый вариант не подходит, учредитель, руководствуясь нормами п. 1.1 ст. 18 Закона N 7-ФЗ, может обратиться в соответствующее управление Минюста РФ (либо прокурору) с заявлением о необходимости ликвидации профсоюза в судебном порядке. Заявление можно обосновать тем, что профсоюз фактически прекратил уставную деятельность, он не может быть ликвидирован в добровольном порядке ввиду отсутствия учредителей и органа, полномочного принять решение о ликвидации (по аналогии смотрите, к примеру, решение Алтайского районного суда Алтайского края от 30.03.2018 по делу N 2а-128/2018). В свою очередь, управление Минюста РФ (прокурор) вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации профсоюза.


2. Уведомление о начале процедуры ликвидации


Если высший орган будет сформирован, то в течение 3 рабочих дней после принятия им решения о ликвидации лицо, уполномоченное высшим органом профсоюза, либо если к этому моменту назначена ликвидационная комиссия (ликвидатор), то руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) должен представить в соответствующее территориальное управление Минюста России:

- уведомление о ликвидации юридического лица по форме N Р15016 (Приложение N 5 к приказу ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@);

- протокол общего собрания членов (съезда, конференции) профсоюза, содержащий решение о ликвидации (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ)).

Уведомление удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.


3. Публикация сообщения. Составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса


На ликвидационную комиссию (ликвидатора) возлагается обязанность опубликовать в журнале "Вестник государственной регистрации" (приказ ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@) сведения о ликвидации профсоюза, а также о порядке и сроке заявления требований кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Кроме того, ликвидационная комиссия обязана принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомить кредиторов о ликвидации профсоюза (п. 1 ст. 63 ГК РФ, пп. 1, 2 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).

После окончания срока для предъявления кредиторами своих требований ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого профсоюза, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием членов (съездом, конференцией) профсоюза (п. 2 ст. 63 ГК РФ, абзац второй п. 3 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).

Согласно п. 3 ст. 20 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган уведомляется о составлении промежуточного ликвидационного баланса по упомянутой уже форме N Р15016. В данном случае такое уведомление надлежит представить в территориальное управление.

В п. 4 раздела 2 названного уведомления проставляется знак V, указывающий на то, что уведомление представлено в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса (п. 102 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (Приложение N 13 к приказу ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@). Заявителем при подаче уведомления формы N Р15016 по данному основанию также является руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 14.2.05.35 Письма N СА-4-14/1645).

Обратим внимание, что законодательство не связывает необходимость публикации сообщения о ликвидации, о порядке и сроке заявления требований кредиторами, а также составления ликвидационных балансов с наличием у юридического лица кредиторской задолженности. Даже при отсутствии какой-либо деятельности и представлении "нулевой" отчетности, при отсутствии задолженности перед кредиторами профсоюз должен выполнить все требования, установленные законом в рамках процедуры ликвидации юридического лица. Это означает, в частности, что и в том случае, когда кредиторская задолженность у НКО отсутствует, промежуточный ликвидационный баланс может быть составлен и утвержден не ранее чем через два месяца после того, как в журнале "Вестник государственной регистрации" будет опубликовано сообщение о ликвидации профсоюза.


4. Составление и утверждение ликвидационного баланса


Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) начинает производить расчеты с кредиторами в порядке, установленном п. 4 ст. 63 и ст. 64 ГК РФ. После осуществления расчетов с кредиторами ликвидационной комиссией (ликвидатором) составляется ликвидационный баланс, который также утверждается высшим органом профсоюза (п. 5 ст. 63 ГК РФ, п. 6 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).

Безусловно, если у юридического лица нет кредиторской задолженности, необходимость производить расчеты с кредиторами отсутствует. В этом случае, как мы полагаем, выдерживать какой-либо промежуток времени нет необходимости, и оба ликвидационных баланса (промежуточный и "итоговый") могут быть составлены и утверждены одновременно.

Поскольку законодательством специальные формы ликвидационных балансов не утверждены, промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс могут быть составлены на основе действующей формы бухгалтерского баланса, утвержденной приказом Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н, с указанием соответствующего наименования "промежуточный ликвидационный баланс" и "ликвидационный баланс" (смотрите в связи с этим письмо ФНС России от 07.08.2012 NСА-4-7/13101).

Утверждение ликвидационного баланса может быть оформлено путем проставления учредителями соответствующих отметок на самом документе или в виде приложения к ликвидационному балансу решения о его утверждении (п. 14.2.05.49 Письма N СА-4-14/1645).


5. Государственная регистрация ликвидации профсоюза


После утверждения ликвидационного баланса для государственной регистрации в связи с ликвидацией профсоюза в Территориальное управление в соответствии со ст. 21 Закона N 129-ФЗ представляются следующие документы:

- заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N Р15016, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@, подписанное заявителем (руководителем ликвидационной комиссии или ликвидатором), подлинность подписи которого удостоверяется нотариально;

- ликвидационный баланс;

- документ об уплате государственной пошлины (в настоящий момент государственная пошлина за регистрацию ликвидации юридического лица на основании подп. 1, 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ составляет 800 руб.);

- документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с подп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (представление данного документа не обязательно; в случае, если он не представлен заявителем, этот документ представляется органом ПФР по межведомственному запросу регистрирующего органа).

Ликвидация профсоюза считается завершенной, а сам профсоюз прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Что касается денежных средств, остающихся на счетах, то согласно ГК РФ при ликвидации НКО оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом НКО на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. Конкретный порядок реорганизации ликвидации профсоюза и использования его имущества в этом случае должны быть определен уставом.