В рамках реализации Правительством РФ дорожной карты трансформации делового климата в сфере корпоративного управления Минэкономразвития России запущены процессы общественного обсуждения ряда проектов изменений в нормативные акты в части изменения деловой среды.
В перечне усовершенствований — в том числе порядок взаимодействия акционерного общества (далее также АО) с акционерами. На идею совершенствования данных аспектов корпоративных отношений повлияли несколько обстоятельств: это и десятилетиями неразрешенная проблема «мертвых душ», или, как говорится в анонсе законопроекта, «потерянных акционеров» в реестрах АО, и настигшая весь мир ситуация с пандемией, которая требует мер, исключающих «контактное» взаимодействие людей, в том числе в рамках установленных законодательно процедур собрания акционеров.
Все мы стали свидетелями в текущем году беспрецедентной меры на уровне федерального законодательства, связанной со сроками проведения и устранением запрета на заочную форму годовых собраний акционеров АО. Да, не все законодателю удалось сделать гладко, но необходимый эффект и толчок для цифровизации взаимодействия АО и акционеров был дан.
Мы видим уже давно запущенный в обсуждение проект изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах», затрагивающий проблематику порядка проведения дистанционных собраний, или, как дополняет проект, «собраний без определения места проведения». А вот анонсированный дорожной картой правительства и сентябрьскими пресс-релизами Интерфакса и Минэкономразвития проект изменений в Федеральный закон «Об АО» и Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», касающийся разрешения для АО приостанавливать отправку документации и выплату дивидендов своим миноритарным акционерам (далее также — «потерянные акционеры»), если до этого два года подряд и то и другое возвращалось обратно (далее — законопроект), только по истечении двух месяцев с его релиза появился в открытом доступе.