Количественный состав совета директоров: порядок определения, проблемы

Количественный состав совета директоров: порядок определения, проблемы

Реформа российского гражданского законодательства в 2014 г. затронула целый ряд положений о корпоративных юридических лицах, в том числе касающихся института единоличных и коллегиальных органов юридического лица, их правового статуса и роли в системе управления корпораций. В настоящей статье автор проанализирует проблему количественного состава совета директоров, в частности такие вопросы, как:

  • коллегиальная природа деятельности совета директоров в хозяйственном обществе;
  • основные требования и рекомендации к количественному составу совета директоров в хозяйственном обществе;
  • практические вопросы формирования и изменения количественного состава совета директоров.

КОЛЛЕГИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ

Понятие коллегиальности применительно к органам юридического лица напрямую связано с наличием множественности в структуре такого органа, то есть аспекта, когда присутствует дополнительный элемент сложности — несколько самостоятельных субъектов (как правило, физических лиц), совместные действия которых в конечном итоге необходимы для возникновения факта, через который проявляется деятельность органа — принятия решения и тем самым создания юридически значимых последствий для организации.

В упрощенном смысле коллегиальность противопоставляется единоличному подходу в управлении организацией и предполагает, что коллегиальный орган юридического лица (орган управления, контроля) состоит не менее чем из двух «атомарных» единиц — членов коллегиального органа, мнения которых и формируют решение, принимаемое таким органом.

С одной стороны, количественная сторона состава органа управления кажется достаточно простой чертой его функционирования. С другой — в реальности неизбежно возникают ситуации, при которых в процессе формирования, изменения, прекращения деятельности коллегиальных органов существуют вопросы, оказывающие влияние на всю дальнейшую работу компании.

Российское законодательство о юридических лицах использует понятие коллегиальных органов как составляющую системы управления в организации. В частности, ст. 65.3 ГК РФ определяет основы деятельности коллегиального исполнительного органа, а также «коллегиального органа управления, контролирующего деятельность исполнительных органов корпорации и выполняющего иные функции, возложенные на него законом или уставом корпорации» — совета директоров (наблюдательного совета).

В практической плоскости подавляющее большинство вопросов, связанных с деятельностью коллегиальных органов, касается категории хозяйственных обществ — акционерных обществ (АО) и обществ с ограниченной ответственностью (ООО). С одной стороны, это можно объяснить самой спецификой управления в данных категориях юридических лиц, где наличие совета директоров предполагается по умолчанию (как в случае с акционерными обществами, п. 1 ст. 64 ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — ФЗ «Об АО») либо формирование совета директоров допускается в качестве возможной опции (п. 2 ст. 32 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», далее — ФЗ «Об ООО»). С другой стороны, АО и ООО являются самыми распространенными организационно-правовыми формами юридических лиц в Российской Федерации (более 80% всех юридических лиц1), что объективно приводит к большему количеству ситуаций, связанных с их деятельностью, в гражданском обороте.

В сравнении с единоличными органами — советы директоров, наблюдательные советы (далее также СД), действуя на коллегиальной основе, имеют ряд особенностей, в числе которых можно выделить следующие:

  • обеспечение представительства в СД агентов различных групп акционеров/участников общества, которые нередко имеют разнонаправленные интересы и ожидания от деятельности компании;
  • повышение эффективности деятельности ... ✂